27.04.2023
Консультация для
педагогов:
Современные формы
родительских собраний:
1. Собрание - дискуссия.
Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании
или в беседе. Таким образом, дискуссия – это часть беседы.
Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если
возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную
проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается
выступление воспитателя на собрании, а большая часть времени отводится на
обсуждение и анализ разных точек зрения.
Собрание – дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших
проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения
анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после
вступительного слова воспитателя или другого специалиста, в котором
обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии
заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе
дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания.
2. Круглый стол.
Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен
мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать
такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за
«круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола,
можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда,
представителей родительской и педагогической общественности, администрацию
школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать
мнения всех участников собрания.
3. Собрание – конференция.
Собрание - конференция – это расширенное родительское собрание.
Конференция проводится с участием представителей различных организаций (детская
поликлиника, госавтоинспекция и т.п.), интересующих родителей, психологов,
специалистов. Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст
профессионалов.
Особенностью собрания-конференции является то, что она принимает
определённые решения и может определять комплекс мероприятий по выполнению
решений.
Предварительно можно провести социологические или психологические
исследования по проблеме конференции и их анализ, а затем использовать
результаты исследований при проведении конференции. Родители, как активные
участники конференций, могут тоже подготовить анализ проблемы с позиций
собственного опыта.
4. Собрание-семинар (семинар-практикум)
Семинар – групповые практические занятия под руководством педагога. На
родительском собрании, проводимом в форме семинара, воспитатель выступает в
роли преподавателя, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются
решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение
родительского собрания в форме семинара требует предварительной
«теоретической» работы с родителями. Целесообразно дать родителями
информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не
только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную
информацию на практике.
5. Собрание-тренинг.
Тренинг – это система тренировок. Родительские тренинги с большой натяжкой
можно отнести к собраниям. Это активная форма работы с небольшой группой родителей,
состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие
с ребёнком, сделать его более доверительным. Для того чтобы эффективность
тренинга была высокой, в нём должны активно участвовать оба родителя. Кроме
того, тренинги должны быть регулярными и включать в себя 5-8 занятий.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом.
6. Собрание организационно - деятельностная
игра (Деловая игра)
Организационно – деятельностная, или деловая, игра – это такой вид деятельности,
когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют
на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе
игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы,
например, «дети», «администрация ДОУ», «воспитателя», «родители», «эксперты».
Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В
результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её
решений.
7. Педагогическая мастерская (мастер-класс)
Мастерская – это, всем известно, место,
где работают мастера своего дела. Воспитатель может организовать родительское
собрание в форме педагогической мастерской, где «мастера»- родители, «мастера»
- воспитателя поделятся своими умениями, покажут педагогические приёмы,
способствующие развитию личности ребёнка. Участники мастерской могут примерить
на себя те или иные роли, что поможет раскрытию их творческих способностей.
8. Собрание-конкурс.
Название такого родительского собрания
говорит, что на нём будет организованно соревнование кого или чего-либо,
например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления
лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о
том, как таких успехов удалось добиться. Конечно, при проведении конкурса
работает жюри и выбирает победителей. Например, можно провести конкурс «Папа,
мама, я - читающая семья», в процессе которого родители познакомятся с опытом
семейного воспитания у ребёнка интереса к чтению.
9. Собрание-презентация.
Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно
созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами
обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями,
учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением
психологов, юристов, врачей и других специалистов.
10. Устный журнал.
Журнал – это, всем известно,
периодическое издание в виде книжки, содержащее произведения разных авторов,
научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и многое
другое. На родительском собрании можно «перелистывать» странички устного
журнала, который готовится заранее или непосредственно в процессе собрания.
Здесь у воспитателя, родителей и учащихся есть поле для творчества.
11. Вечер вопросов и ответов.
Вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят
вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать
наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие
ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них
ответить.
12. Родительский ринг (КВН)
Ринг – площадка для бокса, поэтому и родительское собрание в форме ринга –
своего рода состязание. Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечая
на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся родителей, могут быть
разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в
полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Судьями в
родительских рингах могут выступать родители, педагоги, специалисты и т.д.
13. Ток-шоу.
Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из
этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются
интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических
проблем. При этом следует учитывать, что шоу – это всегда яркое представление,
рассчитанное на внешние эффекты.
14. Гостиная
Родительское собрание в форме гостиной – достаточно интересная форма работы
с родительским коллективом, которые хорошо сплачивает родителей. Это
собрание-беседа с включением поэзии, музыки, которые создают атмосферу
праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом,
чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит
и собственный ребёнок. Гостиные могут проводиться 2-3 раза в год.
15. Кафе.
Родительское собрание, проводимое в форме кафе, очень близко по форме к
гостиной. Только в оформлении такого собрания, помимо звучащей музыки, будут
дымящийся чай в чашках, конфеты, фрукты в вазах, может быть, блюда,
предложенные родителями на дегустацию.