08.12.2023
20.05.2022
Проект
«Азбука
здоровья!»
для детей
старшего дошкольного возраста
2022 год
Здоровье—это драгоценность (и при
этом единственная)
ради которой действительно стоит не
только не жалеть
времени, сил, трудов и всяческих
благ,
но и пожертвовать ради него частицей
самой жизни,
поскольку жизнь без него становится
нестерпимой и унизительной.
М. Монтень.
Анализ ситуации.
Здоровье—это
не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного
душевного и социального благополучия. Здоровье—это радостное отношение к
трудностям.
Само
состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и
социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
От
чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика
утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней
среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на
50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если
на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то на другие 50% должны
помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.
Результаты
научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.)
свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция
ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В
результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено,
что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте -
нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем
мало детей признаны практически здоровыми. Результаты исследований показали,
что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут
малоподвижный образ жизни.
Ухудшение
здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и
серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой
нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является
образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно
обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания,
несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение,
злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье
присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У
детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью,
что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о
здоровом образе жизни.
Актуальность проблемы.
Задача
раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна
сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом
способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки
здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является
решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь
именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты личности,
формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и
практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы,
ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью.
В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним
ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».
Данные разных исследований показывают, что за
последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет
лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в
школу недостаточный:
-Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей;
- Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%;
-Тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.
Сегодня
сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач
развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими
нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами
Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения
Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной
социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Культура
здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а
принося ему пользу.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только
полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет
правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти
задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению
физического, психического и социального благополучия ребенка.
Процесс
формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно
связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Особое
значение приобретает трудовая деятельность для ребенка старшего дошкольного
возраста, т.к. именно в этом возрасте дошкольник способен усваивать такие
понятия как «ответственность», «уважение к труду и людям труда», а также
«здоровый образ жизни».
Трудовая
деятельность старшего дошкольника определяет направление его образа жизни: лишь
труд может доставлять огромную радость, особенно если его плоды направлены на
других людей, лишь труд есть норма здоровой и счастливой жизни.
В ДОУ дети
выполняют различные виды труда: самообслуживание, бытовой труд, труд в природе,
ручной труд. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и
умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи,
игрушки.
Физиологические
исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и
мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы
человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию, умственную
работоспособность, нравственные силы; дают стремление вести здоровый образ
жизни.
Здоровье
– бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так
гласит народная мудрость. Поэтому решила использовать игровые ситуации в
повседневной жизни, чтобы сформировать понятия о здоровом образе жизни.
Процесс
формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим
направлениям:
1.
Формирование знаний о здоровье и его значимости.
2.
Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
3.
Организация оздоровительной работы.
4.
Профилактика вредных для здоровья привычек.
Для реализации данного направления
моей педагогической деятельности был разработан проект “Азбука здоровья” для
работы с детьми старшего возраста.
Тип проекта: информационно-творческий,
долгосрочный.
Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.
Сроки проведения проекта: сентябрь –
май (2022уч.г.)
Проблемный
вопрос: Как сохранить свое здоровье?
Цель:
1.Формирование
у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения
правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному
здоровью так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей,
потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.
2.Организация
благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой
личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Задачи:
Образовательные:
-
Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и
способах укрепления; о гигиене здоровья.
-
Научить элементарным приемам сохранения здоровья.
Воспитательные:
-
Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей
дошкольного возраста.
-
Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
-
Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Профилактические:
-
Развивать у детей потребность в активной деятельности.
-
Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и
игр на занятиях и в повседневной жизни
Этапы:
1) подготовительный - выявление
проблемы, определение задач, изучение методической литературы;
2) практический – организация
деятельности по реализации проекта;
3) результативный – укрепление здоровья
дошкольников.
Ожидаемые результаты:
ü Сформированность навыков здорового
образа жизни в повседневной и в практической деятельности воспитанников.
ü Дети получили практические
культурно-гигиенические навыки и умения.
ü Умение проводить простейшие
исследования, анализировать, делать выводы.
ü У детей появилось желание сохранять и
укреплять свое здоровье.
ü Снижение заболеваемости детей.
Я
разработала перспективный план, который позволил целенаправленно и
систематически работать в данном направлении и достичь высоких результатов.
Качественная
реализация проекта позволит сформировать у детей следующие представления:
• что такое
здоровье и как его сберечь;
• что такое
витамины;
• о своих
органах, их работе и значении;
• что такое
режим, гигиена и закаливание;
• о том, что
есть полезные и не полезные продукты, какие они;
• то полезно
для моего организма;
• что такое
микробы и вирусы;
• как
предупреждать болезни;
• некоторые
правила оказания себе первой помощи;
• что такое
аптека, для чего она нужна;
•
лекарственные растения;
•
лекарственные растения нашего края.
Направленность
развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексное
(разные виды детской деятельности: познавательно-речевая, изобразительная, ручной
труд, игровая, физическая).
Форма проведения: занятия, беседы, самостоятельная
деятельность детей, игры, работа с родителями.
Методы реализации проекта с детьми:
1. Практические:
- оздоровительная
работа (приложение);
- организация
режима двигательной активности, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность
детей;
- пальчиковые
игры;
- физкультминутка;
- упражнения
на дыхание;
- артикуляционная
гимнастика;
- гимнастика
для глаз;
- релаксационные
упражнения;
- дидактические
игры;
- сюжетно-ролевые
игры.
2. Словесные:
- беседы;
- чтение
художественной литературы;
- заучивание
стихотворений;
- консультации;
- рассказывание;
- инструкции.
3. Наглядные:
- организация
выставок, конкурсов;
- сбор
фотоматериала;
- рассматривание
иллюстраций;
- информационно-агитационные
стенды;
- личный
пример взрослых;
- театрализованные
представления;
- просмотр
видеоинформации.
Все виды
деятельности и формы работы планировала в комплексе в соответствии с ФГОС ДО.
Образовательная область
«Физическое развитие»:
- утренняя
гимнастика;
- физкультурные
занятия;
- соревнования;
- подвижные
игры;
- физкультурные
досуги (приложение);
Образовательная область
«Познание»:
- «Где
живет Витаминка?» (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья
человека. Воспитывать бережное отношение
к своему здоровью).
- «Это
я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем
теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования).
- «Органы
чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие.» (Закреплять
знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много
нужных и полезных органов).
- «Для
чего нужны глаза?» (Познакомить детей с
тем, что такое глаза и зачем они нужны. Воспитывать бережное отношение к своим
глазам, желание ухаживать за ними (мыть, делать гимнастику, соблюдать правила
безопасности).
- «Орган
слуха – уши.» (Познакомить детей с тем,
что такое уши и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к ушам,
желание ухаживать за ними (мыть, не совать посторонние предметы).
- «Органы
слуха, вкуса, обоняния (уши, рот – язык, нос).» (Познакомить детей с тем, что такое нос, рот и для чего они нужны.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
- «Для
чего нужны зубы?» (Познакомить детей с
тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к
своему здоровью).
- «Моя
одежда (зима, весна, лето, осень)». Занятия проводятся по временам года. (Учить детей правильно одеваться, учитывая
природные особенности).
- «Как
быть здоровым?» (Воспитывать бережное
отношение к своему здоровью).
-
«Растения, которые лечат».
- наблюдения
за уборкой овощей.
Образовательная область
«Коммуникация»:
- беседы
«Как я буду заботиться о своем здоровье», «Кто с закалкой дружит, никогда не
тужит», «На зарядку, становись», «Как надо одеваться, чтобы не болеть», «Правила
гигиены», «Витамины полезны для здоровья»;
- составление
рассказов об овощах и фруктах;
- составление
рассказа «Как мы измеряли рост»;
- заучивание
пословиц, поговорок о здоровье (приложение №3).
Образовательная область
«Чтение художественной литературы»:
- Чуковский
К. И. «Айболит», «Мойдодыр»;
- Ю.Тувим
«Овощи»;
- Шалаева
Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных
детей»;
- С.Михалков
«Про девочку, которая плохо кушала»;
- И.Токмакова
«Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»;
- А.Крылов
«Как лечили петуха»;
- В.Маяковский
«Что такое хорошо и что такое плохо»;
-
«Ладушки» (русские народные песенки);
- М.Безруких
«Разговор о правильном питании»;
- В.Бондаренко
«Язык и уши»;
- Л.Зильберг
«Полезные продукты»;
- Г.Зайцев
«Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»;
- А.Прокофьев
«Как на горке, на горе»;
- А.Крылов
«Как лечили петуха»;
- потешки,
приговорки, загадки.
Образовательная область
«Социализация»:
- д/игра
«Оденем куклу на прогулку»;
- д/игра
«Узнай и назови овощи и фрукты»;
- д/игра
«Угадай на вкус»;
- д/игра
«Назови правильно»;
- д/игра
«Таня простудилась»;
- д/игра
«Назови виды спорта»;
- д/игра
«Угадай вид спорта по показу»;
- д/игра
«Если кто-то заболел»;
- с/р игра
«Овощной магазин»;
- с/р игра
«Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Семья».
Образовательная область
«Труд»:
- экскурсия
в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить
с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет,
что в нем есть);
- экскурсия
в аптеку;
- беседа
«Как доктор лечит людей»;
- труд
на природе (уборка участка);
-
дежурство в группе (порядок на своем рабочем месте).
Образовательная область
«Безопасность»:
- беседа
«Осторожно - лекарство», «Как вести себя во время болезни»;
-
просмотр мультфильмов.
Образовательная область
«Музыка»:
- прослушивание
колыбельных песен, произведений В.Моцарта, Л.Бетховена;
- музыкальный альбом для детей и взрослых
«Здоровячок» М.Л.Лазарева.
Образовательная область
«Художественное творчество»:
- рисование
«Овощи и фрукты», «Мы гуляем на участке»;
- конструирование
«Больница для зверюшек»;
- «Изготовление
рецептов для игры в больницу»;
- аппликация
«Консервированные овощи в банке»;
- лепка
«Машина скорой помощи».
Перспективный план реализации
проекта “Азбука здоровья”
Сентябрь
1. Страна
волшебная - Здоровье.
2. Учись
быть здоровым. Твоё тело (с.4-5 «Азбука Здоровья»).
Октябрь
1. Для
чего нужен режим дня? Мой режим дня. Зачем нужен сон? (с.12-13 «Азбука Здоровья»)
2.
Как ты дышишь? Кто как дышит? Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой
(с.18-19 «А.З.»); «Волшебство дыхания» (с.191 «Здравствуй»).
3.
«Вежливый магазин» (правила питания) (с.10 «д/и»).
4.
«Поварята» (правила питания) (с.12 «д/и»).
Ноябрь
1.Как
ты ешь? Правила приёма пищи (с.30-31 «Азбука Здоровья»).
2.
«Меню для сказочных героев» (с.13 «д/и»).
3.
«Загадки повара Поварёшкина» (с.16 «д/и.»).
4.
«Готовим сами». «Чай» (с.18 «д/и»).
Декабрь
1. Волшебство
полезной каши. Готовим сами (с.20 «д/и»)
2. Правила
питания. Режим питания (с.24-26 «д/и»)
3. Волшебство
зубной щётки, (с.184 «Здравствуй») Как растут зубы. Как правильно чистить зубы (с.32-33
«Азбука Здоровья»).
4. Как
возникают болезни. Что такое микробы? (с.38-39 «Азбука Здоровья»).
Январь
1. Волшебство
закаливания (с.209 «Здравствуй») Что такое закаливание (с.34-35 «Азбука Здоровья»).
2. Зачем
нужна вода? ( с.212 «Здравствуй»); «Надо, надо умываться..» - о пользе воды
(с.30-31 «Азбука Здоровья»); «Свежий
воздух и вода - наши лучшие друзья» (с.36-37 «Азбука Здоровья»).
Февраль
1. Как
ты слышишь? Кто как слышит (с.20-21 « Азбука
Здоровья»).
2. Как
ты видишь? Гимнастика для глаз (с.26-27 «Азбука Здоровья»).
3. Волшебство
дыхания носом (микробы, разные носы) (с.192 «Здравствуй»).
4. Волшебство
сильного выдоха. Праздник воздушных шаров (с.194 «Здравствуй»).
Март
1. Помоги
себе сам (ожог, ссадина, обморожение) (с.58-59 «Азбука Здоровья»).
2. Опасность
животные (дикие и домашние) (с.60 «Азбука Здоровья»).
З. Для
чего нужна одежда? Сезонная одежда (с.52-53 «Азбука Здоровья»).
4. Волшебное
зеркальце (с.159 «Здравствуй»).
Апрель
1. Безопасность
в доме (балкон, лифт, окно) (с.46-47 «Азбука Здоровья»).
2. Волшебство
исцеления голоса ( игры в лесу) (с.228 «Здравствуй»).
З. Если
ты потерялся (с.52-53 «Азбука Здоровья»).
4. Опасность
растения (грибы, ягоды, травы) (с.61 «Азбука Здоровья»).
Май
1. Правила
поведения на улице (с.56-57 «Азбука Здоровья»).
2. Волшебство
правильной и красивой речи (с.236 «Здравствуй»).
3. Здоровью
надо помогать. Как? (с.66-69 «Азбука Здоровья»).
4. Что такое здоровье? ( с.4,10-11 «Азбука
Здоровья»).
Взаимодействие с родителями. Перспективный план.
Сентябрь
1. Выставка литературы «Рождаюсь, расту, развиваюсь»;
2. Консультация «Путь к здоровью, силе, бодрости».
Октябрь
1. Консультация «Роль семьи и детского сада в формировании
здоровья детей»;
2. Индивидуальная беседа «Заботитесь ли вы о здоровье детей?».
Ноябрь
1. Консультация «Утренняя гимнастика с малых лет»;
2. Папка-передвижка «Здоровье - прежде всего».
Декабрь
1. Консультация «Организация физического воспитания детей в
семье»;
2. Устный журнал «Помогите ребенку укрепить здоровье».
Январь
1 Папка-передвижка «Ваш ребенок часто болеет ОРВИ. Как быть?
»;
2. Листовка «Подвижные игры на свежем воздухе».
Февраль
1. Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»;
2. Развлечение для детей и родителей «Русские богатыри»,
посвященное Дню Защитников Отечества;
3. Консультация «Питание ребенка-дошкольника».
Март
1. Листовка «Релаксационная гимнастика после сна»;
2. Папка-передвижка «Больше внимания осанке».
Апрель
1. Анкетирование «Соблюдаете ли вы режим дня дома?»;
2. Консультация «Спортивный уголок дома».
Май
1. Педагогическая гостиная «Дыхание – основа здоровья»;
2. Развлечение «Хоровод подвижных игр на воздухе».
Список используемой литературы:
1.
Баль Л.В. «Букварь здоровья».
2.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук:
Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ).
3.
Гуменюк Е.И. «Дидактические игры «Будь здоров».
4.
Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое
пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание
дошкольника).
5.
Люцис К. «Азбука здоровья в картинках».
6.
Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и
песком для дошкольников. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
7.
Шилаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. Правила
поведения для воспитанных детей. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо,
2007.
8.
Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - (Вместе с детьми).
Приложения к
проекту:
1. Беседа:
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
2.
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о
здоровом образе жизни
3. Потешки
при умывании
4. Загадки,
пословицы, поговорки и стихи о спорте и здоровом образе жизни
5. План наблюдения за старшими дошкольниками
6. Анкета для старших дошкольников.
Приложение 1.
Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
Цель: Научить
ребёнка заботиться о своём здоровье.
- Вчера
Кукла–мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает
витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их
очень любят. Витамины очень полезные.
- А вы,
ребята, пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и
во многих продуктах.
- А в каких
продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много
витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). Витамин С -
цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце,
рыбий жир (для косточек). (Для лучшего запоминания использовать художественное
слово).
-Никогда не
унываю и улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины А, Б, С. Очень важно
спозаранку, есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам. И не только по
утрам. Помни истину простую Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую, Или
сок морковный пьёт. От простуды и ангины помогают апельсины. Ну, а лучше съесть
лимон хоть и очень кислый он.
- Я зачитаю
четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все
вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно! ». А если о том, что
для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше
апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и
высок.
2. Если
хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань
как кипарис.
3. Чтобы
правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и
виноград.
4. Нет
полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны
витамины.
5. Наша Люба
булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может
проползти.
6. Если
хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не
знайся.
- Молодцы,
обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я
предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на
столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на
дереве выросла морковь?
- Чем
полезно молоко?
- Какой
витамин в свекле?
- Какие
овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы
запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.
Приложение
2.
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в
формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье -
это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем -
и детям, и взрослым, и даже животным.
- Что нужно
делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если
не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Понятие о
здоровом образе жизни включает в себя много аспектов. Это, во-первых,
соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа
с детьми о режиме дома и в детском саду). Во-вторых, это культурно-гигиенические
навыки.
- Дети
должны уметь правильно умываться.
- Для чего
это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и
кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы. (Для
закрепления навыков используем художественное слово. Например, отрывки из
сказки Чуковского "Мойдодыр" и т. п.) Мойся мыло! Не ленись! Не
выскальзывай, не злись! Ты зачем опять упало? Буду мыть тебя сначала!
О микробах:
Они очень
маленькие и живые (рисунок). Они попадают в организм и вызывают болезни. Они
живут на грязных руках. Они боятся мыла. Рассматривание в микроскопе.
Микроб -
ужасно вредное животное, Коварное и главное щекотное. Такое вот животное в
живот залезет - и спокойно там живет. Залезет шалопай, и где захочется. Гуляет
по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и
чихание.
- Вы, дети,
мыли руки перед ужином? Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным. Постой-ка, у
тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!
Вместе с
детьми рассматриваем ситуации защиты от микробов и делаем вывод, который дети
должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом,
вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
- Что мы
делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда
чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой
посуды).
-
Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки?
В-третьих,
это гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры.
- Если
человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.
- Почему так
говорят: "Береги здоровье смолоду"?
По утрам зарядку делай
Будешь сильным, будешь смелым.
Прогоню остатки сна, одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна, помогает здорово.
Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой
с тобой будем заниматься.
- Полезно
полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.
В-четвертых,
культура питания.
- Обыгрывание
ситуации "В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в гостях у
Кролика";
-
рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус",
"Будь здоров! ".
Отсюда вывод: - нельзя:
- пробовать все подряд;
- есть и пить на улице;
- есть немытое;
- есть грязными руками;
- давать кусать;
- гладить животных во время еды;
- есть много
сладкого.
Нужно есть
больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
- В каких
продуктах они содержатся и для чего нужны?
Витамин А -
морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В -
мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С -
цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце,
рыбий жир (для косточек).
Приложение
3.
Потешки при умывании.
***
Водичка-водичка, умой Настино личико. Настя кушала кашку, испачкала мордашку.
Чтобы девочка была самой чистенькой всегда, помоги, водичка, умыть Настино
личико.
*** Мыло
душистое, белое, мылкое. Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою: если бы грязнуля
вспомнил про мыло – мыло его, наконец, бы отмыло.
*** Ай,
лады, лады, лады. Не боимся мы воды. Чисто умываемся. Маме улыбаемся.
*** Водичка,
водичка, умой Лешино личико. Чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб
смеялся роток, чтоб кусался зубок.
*** Чище
мойся, воды не бойся! Кран откройся, нос умойся! Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка! Мойся шейка, хорошенько! Мойся, мойся, обливайся,
грязь смывайся, Грязь смывайся!
*** От
водички, от водицы. Всё улыбками искрится! От водички, от водицы веселей цветы
и птицы! Петя умывается, солнцу улыбается!
*** Знаем,
знаем, да-да-да. Где ты прячешься, вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, Лейся понемножку. Лейся, лейся, лейся, лейся посмелей, Катя
умывайся веселей.
Приложение
4.
Загадки,
пословицы, поговорки и стихи про спорт и различные виды спорта.
Загадки про
спорт и здоровый образ жизни.
Любого ударишь – Он злится и плачет.
А этого стукнешь – От радости скачет! То выше, то ниже, То низом, то вскачь.
Кто он, догадался? Резиновый (мяч.)
Он лежать
совсем не хочет. Если бросить, он подскочит. Чуть ударишь, сразу вскачь, Ну,
конечно – это (мяч).
Силачом я
стать решил, К силачу я поспешил: - Расскажите вот о чем, Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ: - Очень просто. Много лет, ежедневно, встав с постели, поднимаю
я (гантели).
Есть лужайка
в нашей школе, А на ней козлы и кони. Кувыркаемся мы тут Ровно сорок пять
минут. В школе – кони и лужайка! Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал)
Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг, От ворот до ворот Бойко бегает народ. На воротах этих
Рыбацкие сети. (Стадион)
Деревянные
кони по снегу скачут, А в снег не проваливаются. (Лыжи)
На снегу две
полосы, удивились две лисы. Подошла одна поближе: здесь бежали чьи-то (Лыжи)
На белом
просторе две ровные строчки, а рядом бегут запятые да точки. (Лыжня)
Кто по снегу
быстро мчится, Провалиться не боится? (Лыжник)
Ног от
радости не чуя, с горки страшной вниз лечу я. Стал мне спорт родней и ближе, кто
помог мне, дети? (Лыжи).
Он на вид -
одна доска, но зато названьем горд, он зовется… (Сноуборд).
Есть ребята
у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)
Кто на льду
меня догонит? Мы бежим вперегонки. А несут меня не кони, а блестящие (коньки).
Палка в виде
запятой гонит шайбу пред собой. (Клюшка)
Во дворе с
утра игра, разыгралась детвора. Крики: "шайбу! ", "мимо! ",
"бей! " - Там идёт игра - (хоккей).
Этот конь не
ест овса, вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше
правь рулем. (Велосипед)
Не похож я
на коня, хоть седло есть у меня. Спицы есть. Они, признаться, для вязанья не
годятся. Не будильник, не трамвай, Но звонить умею, знай! (Велосипед)
Ранним утром
вдоль дороги , на траве блестит роса. По дороге едут ноги, и бегут два колеса.
У загадки есть ответ – это мой (велосипед).
Эстафета
нелегка. Жду команду для рывка. (Старт)
На
квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни
штыков. (Шахматы)
Стихи про спорт и здоровый образ жизни
«Зарядка» Агния Барто
По порядку
Стройся в ряд! На зарядку Все подряд!
Левая! Правая! Бегая, Плавая,
Мы растем Смелыми,
На солнце Загорелыми.
Ноги наши Быстрые,
Метки наши выстрелы,
Крепки наши мускулы
И глаза не тусклые.
По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд!
Левая! Правая! Бегая, Плавая,
Мы растем смелыми,
На солнце загорелыми.
***
Пословицы и поговорки про спорт и здоровый образ жизни
- Закаляй
свое тело с пользой для дела.
- Холода не
бойся, сам по пояс мойся.
- Кто
спортом занимается, тот силы набирается.
- Солнце,
воздух и вода помогают нам всегда.
- Кто любит
спорт, тот здоров и бодр.
- И смекалка
нужна, и закалка важна.
- В здоровом
теле здоровый дух.
- Паруса да
снасти у спортсмена во власти.
- Смолоду
закалишься, на весь век сгодишься.
- Солнце,
воздух и вода - наши верные друзья.
- Начинай
новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
- Крепок
телом - богат и делом.
- Со спортом
не дружишь - не раз о том потужишь.
- Пешком
ходить — долго жить. Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Приложение
5.
План наблюдения за старшими дошкольниками
1.
Проявление интереса к здоровому образу жизни:
а) проявляет
или не проявляет интерес к здоровому образу жизни;
б) проявляет
активный или неактивный интерес.
2.
Представления о здоровом образе жизни:
а) имеет или
не имеет представление о здоровом образе жизни.
б) полнота
представлений о здоровом образе жизни.
Приложение 6.
Анкета для старших дошкольников
1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?
2. Как ты
понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?
3. Ведешь ли
ты здоровый образ жизни?
4. Что ты
делаешь для того, чтобы быть здоровым??
5. Делаешь
ли ты утреннюю зарядку?
6.
Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?
7. Умеешь ли
ты плавать?
8. Умеешь ли
ты кататься на лыжах и коньках?
9. Что такое
труд?
10. Любишь
ли ты трудиться?
11. Входит
ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность?
12. Как ты
трудишься?
13. Знаешь
ли ты, что такое «вредные привычки»?
14.Знаешь ли
ты о последствиях вредных привычек?
15. Почему
нужно соблюдать здоровый образ жизни?
16.Как ты
думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?