08.12.2023
08.12.2023
Развитие крупной моторики у детей
Довольно часто мы слышим и читаем,
что для маленького ребенка важно развитие мелкой моторики, но не придаем
нужного значения, а порой и вовсе забываем о важности крупной моторики.
А ведь
именно она, крупная моторика, является основной базой всех наших полноценных
движений, а затем уже мы можем точнее их координировать путем развития мелкой
моторики.
Крупная
моторика – что это?
Моторика – это способность
человека к движению. В основу общей моторики заложены движения крупных мышц. Поэтому
крупной моторикой называют общие движения тела. Это бег, ходьба, прыжки.
Развитие крупной моторики у
детей позволяет впоследствии сформировать моторную ловкость, выносливость,
скорость, помогающие моментально реагировать на меняющиеся ситуации.
Умение двигаться позволяет
ребенку открывать и познавать самого себя,
собственное тело и окружающий мир. Сначала ребенок
учится управлять своими движениями, а затем и своим телом. Так заложено
природой, что это происходит сверху вниз: сначала малыш учится контролировать
свой взгляд, он его фокусирует и удерживает на интересующем объекте. Затем
он контролирует движения головы, поворачивает ее, старается поднимать и
удерживать. Дальше ребенок начинает тянуться к ярким игрушкам и узнает, что у
него оказывается есть еще и ручки. И так дальше вниз: спина, ноги.
Учится сидеть, ползать и постепенно поднимается вертикально: стоять и
ходить, а затем уж бегать и все прочее.
Дошкольники и моторика
Зачем развивать крупную моторику? Для того чтобы
ребенок умел бегать и прыгать наравне со своими сверстниками и не скучал на
детской площадке.
Недостаточная физическая
активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений,
к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности.
Взаимодействие различных движений обеспечивает
развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления.
Одно из самых
распространенных заблуждений педагогов и родителей в том, что главное в
развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают
значение двигательного развития детей.
У детей дошкольного
возраста сложно разделить границу между физическим, в данном случае
двигательным, и умственным развитием. В детстве дети развивают двигательные
навыки, моторику: крупную (способность двигаться в заданном направлении, бег,
прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере
взросления развивается тонкая моторика детей, они становятся более
самостоятельными. Развитие крупной моторики дает возможность ребенку свободнее
передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять творческие способности.
Задача воспитателя
воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку
утром, родители пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять
ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут
малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений
препятствуют нормальному развитию речи, может затруднять передвижения в
пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делает
проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных
расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При
всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают
негативное влияние на последующее развитие речи. Педагогу важно поддерживать и
направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и
игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем
обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют
формированию межполушарного взаимодействия, помогают преодолевать стереотипы в
поведении, развивают умение управлять своим поведением.
Подвижные игры,
направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей
своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве,
управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание
мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его
готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется
умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но
и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими
движениями.
Какие плюсы от развития крупной моторики?
Посредством активных движений, как на свежем воздухе,
так и в помещении ребенок должен ежедневно тренироваться.
Развитие крупной моторики
дает почву для:
- Развития самостоятельности.
- Управления
своим телом.
- Нормализации
вестибулярного аппарата.
- Совершенствования
двигательных навыков (пинать мяч, кидать его в корзину, ловить).
- Умения
себя обслуживать (бытовые навыки: сходить на горшок, одеться).
- Дает
толчок для развития речи.
- Ребенку
необходимо в течение дня обязательно выплеснуть его скопившуюся энергию,
такие дети менее капризны, лучше и крепче спят.
- Способствует развитию памяти, внимания.
- Укреплению
мышечного корсета.
- Развитию
координаций движений (прыжки, лазание, бег)
- Повышает самооценку ребенка.
Как развить крупную моторику?
Крупная моторика развивается посредством игр и
физических упражнений. Наиболее эффективной методикой развития является
гимнастика. Она состоит из упражнений, которые содержат наклоны и повороты,
махи и прыжки, хождение на цыпочках и пяточках, приседания и скрещивания рук.
Все это поможет научиться держать собственное тело под контролем и развивать
каждую крупную мышцу отдельно и все вместе комплексно.
Игры и упражнения для развития
крупной моторики:
·
Любые подвижные игры, как на улице, так
и в помещении (игры в мяч, со скакалкой, обручем).
·
Занятия
танцами, аэробикой.
·
Езда на
велосипеде, самокате.
·
Попадание в
цель различным предметами (мячом, кольцами).
·
Лазанье по
канату, турникам, по снежным горам, по горам из подушек и одеял.
·
Ходьба по
досточкам, по кривым дорожкам, полоса препятствий.
Способствуя развитию у детей
активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем
крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат,
укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию
гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником,
формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем
будущие умения, навыки и потребности малыша.
Упражнений для
развития крупной моторики
·
"Бревнышко".
Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой)
перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
·
"Колобок".
Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть
к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в
другую сторону.
·
И.п. -
лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и
правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же
повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой
ногой и правой рукой и наоборот.
·
И.п. - лежа
на спине. Ноги прямые, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене,
поднимается и отводится наружу (или во внутрь), кладется на пол. Возвращается в
исходное положение. То же - с другой ногой. Затем работают две ноги
одновременно.
·
Ползанье на
животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем
только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой,
локти в сторону).
·
Ползанье на
животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх
(одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).
·
Ползанье на
четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным
продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При
этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются,
то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая
заходит за правую.
·
И.п. - стоя
на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем
равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные
пальчиковые и др. движения.
·
"Ласточка".
И.П. - стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу,
туловище наклонено вперед, руки в стороны. То же с закрытыми глазами. Сменить
ногу.
·
Рисование на
доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в
одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии -
вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные
круги, овалы, треугольники, квадраты.
·
«Качалочка».
Выполняется в положении сидя на ковре, ноги согнуты в коленях, руки крепко
держат ноги. Стараемся раскачаться на спине назад и вперед.
"ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ"
Можно выполнять и в
группе, и на улице.
Цель: научиться координировать движения, укрепить мышечный
корсет.
Взрослый (ведущий) делает какие-то движения:
приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их
вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить
также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения"
(какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда
какое-то движение надо заменить на другое, например, когда взрослый (ведущий)
подпрыгнет, то дети должны присесть).
ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА (1
вариант)
Цель :
развитие координации, скорости реакции, а также устойчивости внимания.
Ход игры: дети сидят в кругу. Взрослый по очереди называет 4 стихии, а дети
показывают движение, характерное для каждой стихии: огонь, вода, земля и
воздух.
Огонь –
тянем руки вверх и шевелим пальчиками.
Вода –
движение руками, как будто плывем.
Воздух – махи руками, дуем, как ветер.
Земля – опускают руки вниз.
(2 вариант)
Дети стоят в кругу, в центре водящий. Он бросает
кому-нибудь мяч, произнося при этом название одной из четырех стихий: «земля»,
«огонь», «вода», «воздух». Игрокам, поймав мяч, нужно назвать живое существо,
для которого названная стихия является домом.
·
На слово
«земля» должно быть названо какое-либо наземное животное или растение.
Например, волк, корова или тополь.
·
На слово «вода»,
игрок должен вспомнить обитателей рек, озер, морей, океанов и болот.
·
«воздух» -
назвать птицу или насекомое.
·
«огонь»
игроку ничего кричать не нужно. Он должен просто поднять руки вверх и
повернуться вокруг себя. И при этом шевелить пальцами рук, имитируя языки
пламени.
*Игрок, который ошибся и в стихию воды «направил»,
например, зайчика, выбывает из игры. Нельзя повторять названия птиц, животных и
рыб за другими игроками. Если уже была названа щука, то никто из игроков ее
больше называть не должен.