04.12.2023
Цель коррекционной работы:
Систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно-
развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного
учреждения.
Задачи:
- Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях
обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив
сверстников;
- Формировать познавательные процессы и способствовать умственной;деятельности;
усвоению и обогащению знаний о природе и обществе, развитию познавательных
интересов и речи как средства познания;
- Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные
навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию;
- Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь;
- Формировать у детей эстетического отношения к миру, накоплению
эстетических представлений образов, развитию эстетического
вкуса, художественных способностей, освоению различных видов
художественной деятельности.
Содержание коррекционной
работы определяют принципы:
- Соблюдение
интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который
призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.
-Системность. Принцип
обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход
к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так
же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие
в данном процессе всех участников образовательного процесса.
-
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения
подхода к её решению.
-
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей)
детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное
согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении
(переводе) детей с ОВЗ в группы компенсирующей направленности.
Направления
работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени
образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления
отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает
своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в
условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает
своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и
коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного
учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных,
познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает
непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам
реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников
- информационно-просветительская
работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика
содержания
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с ОВЗ;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ)
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании
диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий
семейного воспитания детей с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации
ребёнка с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем
и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая
работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ
коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми
потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления
нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер
ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных
условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по
основным направлениям работы с детьми с ОВЗ; единых для всех участников образовательного
процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору
индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора
стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.