06.12.2023
Технология
«Развивающее общение»
принадлежит к ведущей роле в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку
она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать
свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно
возникают в общении детей всех возрастных групп.
Конфликты
–
неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся разрешать их в
детстве, обуславливает стратегии нашего поведения и во взрослой жизни. Либо мы
стремимся избегать трудностей, искать более лёгкие, обходные пути, молчать и
сдерживать свою ярость, либо мы встречаемся с проблемой лицом к лицу, ищем
разумный выход, повышаем свою самооценку и завоевываем уважение в коллективе.
Это примеры двух противоположных стратегий – избегания и компромисса.
Существуют и другие: например, соперничество, приспособление или
сотрудничество.
Но
лишь одна из них, а именно – поиск компромисса, является наиболее эффективной
стратегией поведения в конфликте.
Есть ли смысл обучать детей дошкольного возраста
самостоятельному решению конфликтов или же на этом этапе развития достаточно
вмешательства воспитателя или родителей?
Следующие
факты говорят в пользу обучения.
Во
– первых, самостоятельное решение конфликтов
детьми значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется
исполнять роль судьи, а достаточно занимать более комфортную позицию помощника.
Во
– вторых, когда дети осваивают технологию
решения конфликтов, ответственность за происходящее и случившееся ложится на
самих детей, что в свою очередь ведёт к большей самостоятельности каждого
отдельного ребёнка, а значит, к развитию саморегуляции поведения.
В
– третьих, новые навыки конструктивного поведения
понижают степень конфликтности группы в целом.
В
– четвёртых, обучение данному навыку повышает
самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со
сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищенности ребёнка
растёт.
Замечательные психологи А.Фабер и Э. Мазлиш в своей
книге « Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
предлагают следующее решение конфликта.
Шаг
1
Опишите
то, что вы видите. Или попросите самих детей рассказать,
что происходит между ними. Например: «Я вижу двух мальчиков, которые не могут
поделить мяч».
Шаг
2
Опишите
чувства, которые, по вашему мнению, испытывает ребёнок.
Не бойтесь ошибиться, дети легко вас поправят, если
вы назовёте что – то не точно.
Шаг
3
Примите
чувства ребёнка, посочувствуйте одному и « помычите» другому.
Можно сказать: « Да, я хорошо тебя понимаю! Это
очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку…»
Шаг
4
Попросите
детей озвучить свои позиции друг другу.
Например, предложите сказать одному из них: « Артём,
мне не нравится, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю». Повторите
высказывания детей и уточните, услышали ли стороны друг друга. На этом этапе
важно не предлагать своё решение.
Шаг
5
Если
этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами,
Напомните
правила существующие в группе, в детском саду или обществе целом.
Например: « А вы знаете, ребята, что в детском саду
у нас есть правило не обижать друг друга, не бросать друг в друга вещи,
игрушки, снег, песок, не вырывать игрушки из рук, а спрашивать разрешения?»
Шаг
6
Оставьте
детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти
решение, которое устроит обоих.
Ключевые слова – «вместе» и «устроит обоих». Можно
добавить, что кода ребята найдут такое
решение, они могут подойти к вам и рассказать, что у них получилось; в
этом им поможет « коврик мира».
Безусловно, обращение к «правилам жизни в группе», к
помощи « коврика мира» возможно лишь при успешном внедрении технологии «
Развивающее общение» в жизнь детей ещё в начале учебного года в каждой
возрастной группе.
Как
ввести « правила жизни в группе?»
1.
Если в группе произошла какая –
либо ситуация, связанная с нарушением правил, то сразу или спустя некоторое
время, но не позже, чем через день после нарушения, следует обсудить
случившееся. Спросить, что другие дети, не участвовавшие в нарушении, думают об
этом, хотели бы они попасть в такую ситуацию.
2.
Обратить внимание инициатора
нарушния на реакцию и чувства других детей.
3.
Предложить детям ввести правило и
сделать его правилом недели, то есть время от времени напоминать о нём детям.
Повесить на видное место, например, в уголок под названием «Правила нашей
группы».
Вводить следует не более одного
правила в неделю и не больше восьми правил в год ( пяти правил в младших
группах )
4.
Спросить детей: « Ребята, а что же
нам делать в следующий раз, если кто-то нарушит наше правило? Ответы
демонстративно записать, обсудить, отказаться от заведомо неприемлемых вариантов и оставить
конструктивные решения. Внести своё предложение, например, установить «кресло
размышления» , на котором ребёнок, нарушивший правило, должен сидеть в течении
трёх минут ( для малышей ) и пяти минут ( для детей старше ). Придумать как
можно больше вариантов того, что ему поможет это правило не нарушать. Время
засекается при помощи песочных часов в пределах видимости воспитателя и
ребёнка. По истечении времени воспитатель просит подойти и обсудить с ним то,
что ребёнок для себя решил.
Главное при овладении овладении
технологией «Развивающее общение» - соблюдать следующие принципы:
Ø Принимать
все чувства ребёнка.
Ø Прояснять
эти чувства для осознания их ребёнком.
Ø Не
принимать отдельные действия ребёнка, ведущие к нарушению эмоционального и
физического благополучия детей и взрослых (например: «Я не могу позволить тебе
так поступать, потому, что у нас есть
правило…»)
Ø Говорить
ребёнку о своих чувствах, использую « Я - сообщение»
Ø Вводить
правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми. Постоянно в безличной
форме к ним обращаться при решении конфликтных ситуаций. Например: « У нас есть
правило: кто первый взял игрушку, тот в неё играет, сколько захочет.
Ø Хвалить
ребёнка за сделанную работу через её описание:
«
Домик получился красивый», «Какой порядок в кукольном домике!»
Ø Не
давать ребёнку готовых рецептов, а говорить: « А как ты думаешь?...»
Ø Постоянно
поддерживать позитивную инициативу ребёнка.
Ø Стараться
в любом режимном моменте предоставитьребёнку возможность выбора.