06.12.2023
Главная педагогов ДОУ - профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: развитие интересов и потребностей ребенка; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций; понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
·
воспитание уважения к детству и родительству;
·
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
·
повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической
компетентности родителей;
·
оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через
трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков
практической работы с детьми;
·
использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного
творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Оказание адресной помощи современной семье в деле воспитания, обучения и развития детей
Взаимодействие детского сада с семьёй следует рассматривать, прежде всего,
как диалог двух партнёров в совместном деле развития, воспитания, обучения и
формирования дошкольника. Данное взаимодействие возникает далеко не
сразу. Это достаточно длительный процесс, долгий и кропотливый труд,
требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Современные родители образованны, обладают широким доступом к
научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий
уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не
являются гарантией достаточного уровня их педагогической компетентности.
Родители испытывают затруднения в развитии, воспитании и обучении своих
детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении
почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации
непосредственно на практике. Педагоги дошкольного образовательного
учреждения отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении
конкретной адресной помощи по вопросам воспитания и обучения своих детей.
На практике это выражается в следующем:
· недостаточная информированность
родителей об особенностях медицинской, психологической, педагогической
составляющих развития ребёнка, и, как следствие, неумение оказать ему
своевременную необходимую помощь;
· неадекватность
ожиданий по отношению к процессам развития, воспитания и обучения ребёнка;
· собственные психологические и
педагогические проблемы родителей, которые они пытаются разрешить
самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам;
· недостаточное взаимопонимание при
взаимодействии с педагогами ДОУ и т.д.
Сегодня необходимо говорить о психолого-педагогическом просвещении
родителей дошкольников с целью повышения их педагогической культуры как одном
из направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Т.А.
Куликова определяет педагогическую культуру родителей как составную
часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человеческий опыт
воспитания детей в семье.
Педагогическая культура включает несколько компонентов:
1) понимание и осознание ответственности за воспитание детей; 2) знания о
развитии, воспитании, обучении детей; 3) практические умения организации жизни
и деятельности детей в семье; 4) осуществления воспитательной
деятельности; 5) продуктивная связь с другими воспитательными институтами
(дошкольное учреждение, школа).
Одной из задач педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе
взаимодействия с семьей является преодоление трудностей в общении
из-за различий в уровне подготовки. Можно сказать, что найти «общий язык» с
родителями – значит найти «язык доверия».
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у
родителей ответственности, а у педагогов – семейной центрированности
педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в
контексте семьи.
Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями
необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны
поддерживать и детский сад, и семья. Чтобы выстроить эффективное общение
педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться
в проблемах воспитания каждой семьи. Общение будет успешно, если оно
содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если
каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация
воспитательного процесса, результатом которого станет реализация целей и
принципов личностно-ориентированного образования дошкольников.
Семьи относительно воспитательного потенциала можно условно разделить на
три группы:
1. Семьи с высоким воспитательным потенциалом. Главная задача в работе с
данной группой родителей – привлечь их к активному участию в воспитательной
работе, к организации помощи семьям со средним и низким потенциалом. Можно
отметить, что в этих семьях наиболее благополучные условия для воспитания детей
дошкольного возраста, так взаимоотношения строятся на уважении к личности
ребенка и любви.
2. В работе с родителями со средним воспитательным потенциалом основной
упор делается на воспитание навыков правильной организации семейного досуга,
жизнедеятельности семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании
детей.
3. В работе с родителями с низким потенциалом семьи основная задача состоит
в установлении контактов семьи и ДОУ, формировании представлений о родительских
обязанностях, повышении педагогической культуры, в помощи родителям по
устранению конфликтных ситуаций, по коррекции детско-родительских отношений.
Инициатором установления такого сотрудничества должны быть педагоги
образовательного учреждения, так как они профессионально подготовлены к
образовательной и воспитательной работе, и понимают, что ее успешность зависит
от согласованности преемственности в воспитании, образовании и развитии детей.
К профессиональным функциям современного педагога дошкольного
образовательного учреждения можно отнести следующие: 1) участие в
педагогическом просвещении родителей; 2) регулирование и
согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения.
Специалистам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в управлении и
организации воспитательного процесса с родителями и другими членами семьи. Но
эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей семьи,
педагогических условий воспитания ребенка в конкретной семье.
Управление воспитательным процессом с семьей – достаточно сложный процесс,
поскольку предполагает личностную и профессиональную готовность всех
специалистов ДОУ к принятию и освоению новых подходов в работе с родителями,
развитие перспектив образовательного и воспитательного пространства, выбор
ценностей при организации воспитательной среды. А также готовность
родителей к взаимодействию со специалистами ДОУ по вопросам воспитания детей.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они
стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо
убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее
дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть
терпеливыми и деликатными и тогда все получится.