06.12.2023
Современный мир очень активный,
познавательный, интересный, мобильный. И нам, педагогам, как никому, важно идти
в ногу со временем. Дети все чаще задают много непростых вопросов, а родители,
кажется, знают все, что готовы учить нас. И только при совместной работе
воспитателя и родителей, при правильном информировании, можно добиться
отличного тандема, поддержки, взаимопонимания, а труд педагога будет оценен
по
достоинству. К.Ушинский «Семья и детский сад – это два общественных института,
которые стоят у истоков нашего будущего, а эффективность образовательного
процесса повышается, если взаимодействие
педагога с родителями строится на основе партнерских отношений»
Разработанный федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),
отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется
работе с родителями.
Основной
целью является; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Для достижения
данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем
над решением следующих задач:
-
установить партнерские отношения, учитывая личностно-ориентированный подход с соблюдением
интересов семьи и ребенка;
-объединить
усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
-создать
атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и
доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского
сада;
-
активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей, поддерживать уверенность
родителей в собственных педагогических возможностях.
Как показывает практика, использование
разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт
положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают
родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное
участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого
хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного
ребенка.
Задача педагога, непосредственно
наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, – привлечь родителей к
сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность
в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт
воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование
семейным
традициям и т. д.
Сегодня детский сад находится в режиме
развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы
должны менять формы и направления работы детского сада с семьей. Сначала важно
начать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от
пребывания ребенка в детском саду, для этого разрабатываются анкеты, опросники
для родителей, с помощью которых, мы можем скоординировать свою работу. Важно
понять интересы, желания родительской общественности, существующие проблемы,
что позволит решить их совместными усилиями.
Воспитание детей неразрывно связано с
педагогическим просвещением родителей, которое включает в себя
систематическое активное распространение
педагогических знаний среди родителей, оказание
практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической
культуры родителей и активизацию их педагогического образования.
Сегодня, мы педагоги признаем важность
привлечения родителей к участию в работе детского сада и образовательного процесса
в целом, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует
определённая дисгармония.
Препятствовать
развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и
профессиональные
факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных
предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками образовательного
процесса. Анализ ситуации показывает,
что в настоящий момент существует ряд причин:
-
низкий уровень педагогической культуры и недостаточные знания основ педагогики
и психологии родителями;
- отсутствие свободного времени, полная
занятость родителей не дает в полной мере стать участниками образовательного
процесса;
-
наличие прав и обязанностей родителей и неумением ими пользоваться;
-
авторитарный стиль воспитания некоторых родителей негативно влияет на
формирование,
развитие и поведение ребёнка, тем самым вызывая у ребенка тревогу, беспокойство,
неорганизованность, что в свою очередь тормозит процесс успешного усвоения
программного материала;
-
отсутствие заинтересованности пребывания, развития ребенка в ДОУ;
-
частое отсутствие детей по уважительным и неуважительным причинам в ДОУ.
Таким
образом, создаются условия
и формы работы
как традиционные, так и нетрадиционные
для поддержки педагогической компетентности родителей.
Формы работы с родителями:
Традиционные
формы работы с родителями; родительские собрания, беседы,
консультации,
анкетирование, практикумы, семинары, наглядная информация, выставки, конкурсы,
день открытых дверей.
Нетрадиционные
формы работы с родителями; круглый стол, вечер вопросов и ответов по теме,
семейный театр, родительская почта, семейная гостиная, семейный клуб, телефон доверия,
семейная библиотека, видеоролики, рекламная информация, газета, журнал, презентации,
участие в непосредственной образовательной деятельности. В современных условиях детского сада трудно
обойтись без поддержки родителей, поэтому родители
вносят
свой вклад пополнением предметно-развивающей
среды в виде тематических поделок, фотоальбомов, атрибутики для сюжетно-ролевых
игр, разных видов театра.
Одной из привлекательных и
результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является
проектная деятельность. Осуществляются такие проекты как «Русская матрешка», «Самовар
в гостях у ребят», исследовательские детско - родительские проекты. Проектную
деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка, которая
направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий
(умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех
обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй
позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию
творческого потенциала родителей и детей.
«Открытость детского сада внутрь» - это
вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада («Дни открытых
дверей»). Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу.
Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически
образовательную, оздоровительную работу с детьми.
Таким образом, установление
доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и
формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе
немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что
подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные
качества воспитателя. Встречая родителей с улыбкой, общаясь на позитивной
ноте,
всегда получаешь взаимную открытость и доверие. На сегодняшний день можно
сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители
из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять
искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и
продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
В результате проделанной работы,
использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась
психолого-педагогическая грамотность родителей;
повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Нашей
целью было привлечь и сделать
родителей участниками полноценного
воспитательного процесса. Достичь
высокого качества
в развитии, полностью
удовлетворить интересы родителей
и детей, создать это единое пространство
возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Ведь
воспитатель – это
человек, профессионально принимающий
на себя ответственность за
развитие другого человека.
И если мы к детям
будем относиться с добром,
без равнодушия к
ним, то они
вырастут такими же
добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь
близким.