7.1. Участие родителей в образовательной деятельности

06.12.2023

Современный мир очень активный, познавательный, интересный, мобильный. И нам, педагогам, как никому, важно идти в ногу со временем. Дети все чаще задают много непростых вопросов, а родители, кажется, знают все, что готовы учить нас. И только при совместной работе воспитателя и родителей, при правильном информировании, можно добиться отличного тандема, поддержки, взаимопонимания, а труд педагога будет оценен

по достоинству. К.Ушинский «Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, а эффективность образовательного процесса повышается, если  взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений»

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Основной целью является; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

- установить партнерские отношения, учитывая личностно-ориентированный подход с соблюдением интересов семьи и ребенка;

-объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;

- активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Как показывает практика, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, – привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование

семейным традициям и т. д.

Сегодня детский сад находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы должны менять формы и направления работы детского сада с семьей. Сначала важно начать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, для этого разрабатываются анкеты, опросники для родителей, с помощью которых, мы можем скоординировать свою работу. Важно понять интересы, желания родительской общественности, существующие проблемы, что позволит решить их совместными усилиями.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей, которое включает в себя систематическое  активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание  практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.

Сегодня, мы педагоги признаем важность привлечения родителей к участию в работе детского сада и образовательного процесса в целом, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония.

Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и

профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками образовательного процесса.  Анализ ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд причин:

- низкий уровень педагогической культуры и недостаточные знания основ педагогики и психологии родителями;

-  отсутствие свободного времени, полная занятость родителей не дает в полной мере стать участниками образовательного процесса;Хочу такой сайт

- наличие прав и обязанностей родителей и неумением ими пользоваться;

- авторитарный стиль воспитания некоторых родителей негативно влияет на

формирование, развитие и поведение ребёнка, тем самым вызывая у ребенка тревогу, беспокойство, неорганизованность, что в свою очередь тормозит процесс успешного усвоения программного материала;

- отсутствие заинтересованности пребывания, развития ребенка в ДОУ;

- частое отсутствие детей по уважительным и неуважительным причинам в ДОУ.

Таким  образом,  создаются  условия  и  формы  работы  как  традиционные,  так  и нетрадиционные для поддержки педагогической компетентности родителей.

Формы работы с родителями:

Традиционные формы работы с родителями; родительские собрания, беседы,

консультации, анкетирование, практикумы, семинары, наглядная информация, выставки, конкурсы, день открытых дверей.

Нетрадиционные формы работы с родителями; круглый стол, вечер вопросов и ответов по теме, семейный театр, родительская почта, семейная гостиная, семейный клуб, телефон доверия, семейная библиотека, видеоролики, рекламная информация, газета, журнал, презентации, участие в непосредственной образовательной деятельности.  В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, поэтому родители

вносят свой вклад  пополнением предметно-развивающей среды в виде тематических поделок, фотоальбомов, атрибутики для сюжетно-ролевых игр, разных видов театра.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Осуществляются такие проекты как «Русская матрешка», «Самовар в гостях у ребят», исследовательские детско - родительские проекты. Проектную деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя. Встречая родителей с улыбкой, общаясь на позитивной

ноте, всегда получаешь взаимную открытость и доверие. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями,  повысилась  психолого-педагогическая  грамотность  родителей;  повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.  Нашей  целью было привлечь и сделать  родителей  участниками  полноценного  воспитательного  процесса.  Достичь

высокого  качества  в  развитии,  полностью  удовлетворить  интересы  родителей  и  детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.  Ведь  воспитатель  –  это  человек,  профессионально  принимающий  на  себя ответственность  за  развитие  другого  человека.  И  если  мы  к  детям  будем  относиться  с добром,  без  равнодушия  к  ним,  то  они  вырастут  такими  же  добрыми  и  чуткими, способными сострадать и помочь близким.




 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».