06.12.2023
27.11.2023
Три условия инклюзивного образования в ДОУ:
1. Доступ — дети
имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.
2. Участие — дети
осмысленно включены в повседневную жизнь.
3. Поддержка —
инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе
семей, учителей и персонала.
Задачи инклюзивного образования в ДОУ
§
-попечительства организационной культурой заведения;
§
-реализация инклюзивного образовательной политики на уровне учреждения
(внутренние нормативные документы);
§
-обогащение инклюзивными подходами существующей практики организации
образовательного процесса.
Инклюзивные ценности в системе образования
Инклюзивные ценности —
это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели
инклюзии:
§
возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
§
поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
§
помощь каждому чувствовать себя частью целого;
§
содействие развитию творческой инициативы детей, родителей, педагогов;
§
сопоставления украинского образования с мировыми реалиями образования.
Такой подход требует изменения
ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:
§
-структурные ценности — равенство всех участников образовательного
процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого
развития;
§
-ценности, связанные с взаимоотношениями — уважение к разнообразию,
отсутствие насилия, доверие, сочувствие, честность, мужество;
§
-моральные качества — доминирование радости в заведении, любовь и уважение
друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей
среде.
Насколько дети-инвалиды после инклюзивного ДОУ адаптированы к жизни:
1. -Воспитанники с
инвалидностью, которые «включены» в общеобразовательные учреждения, чаще
проявляют позитивное социальное и эмоциональное поведение, чем их сверстники в
ограниченных условиях.
2. -Воспитанники,
обучающиеся по программам включения в ранние годы, скорее всего,
продемонстрируют более активное социальное взаимодействие со всеми
сверстниками, меньшее чувство стигматизации и внушительные успехи в учебе.
3. -Более высокие
ожидания в конечном итоге приводят детей-инвалидов к достижению большего,
завоеванию уверенности и независимости и развитию более сильного чувства
собственного достоинства.
Как обычно-развивающиеся дети выигрывают от инклюзии в ДОУ:
§
Типичные сверстники развивают уверенность в себе и лидерские навыки,
поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с
ограниченными возможностями. Они также демонстрируют:
§
-более позитивное отношение к сверстникам;
§
-повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия,
переговоры);
§
-чувство справедливости, сострадания и толерантности;
§
-моделирование как про социального, так и академического поведения для
сверстников с ограниченными возможностями.