4.9. Самообслуживание и элементарный бытовой труд

06.12.2023

01.12.2023

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Виды труда:

- Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию)

- Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность)

- Труд в природе.

- Ознакомление с трудом взрослых.

- Ручной труд (мотивация – сделать приятное взрослому, другу-ровеснику, младшему ребенку)

Формы организации трудовой деятельности

1.Поручения:

- простые и сложные;

- эпизодические и длительные;

- коллективные и индивидуальные.

2. Коллективный труд (не более 35-40 минут).

3. Дежурство (не более 20 минут):

- формирование общественно-значимого мотива;

- нравственный, этический аспект.

Типы организации труда детей

- индивидуальный труд;

- труд рядом;

- общий труд;

- совместный труд.Хочу такой сайт

Методы, направленные на создание у детей практического опыта трудовой деятельности:

- приучение к положительным формам общественного поведения;

- показ действий;

- примеры взрослого и детей;

- целенаправленное наблюдение;

- организация интересной деятельности;

- разыгрывание коммуникативных ситуаций;

- создание контрольных педагогических ситуаций.

Задачи по воспитанию самообслуживания и элементарно-бытовому труд  детей дошкольного возраста:

1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Самообслуживание - это освоение ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приема пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья 

рук, пользование туалетом. Повтор режимных процессов, настойчивость требований к детям обеспечивает прочность навыков, закрепляет формирование потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Элементарный бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Труд в природе - уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.  Ручной труд - направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

Элементарный бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Элементарный бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения к живому, любви к природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд  развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. 

Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».