06.12.2023
01.12.2023
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность,
направленная на получение определенного, заранее задуманного реального
продукта, соответствующего его функциональному назначению.
При правильно организованной деятельности
дети приобретают:
- конструктивно-технические умения:
сооружать отдельные предметы из строительного материала;
- делать из бумаги различные поделки;
- обобщенные умения: целенаправленно
рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть
в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых
зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
Конструктивная деятельность
способствует практическому познанию свойств геометрических тел и
пространственных отношений:
- речь детей обогащается новыми
терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах
деятельности употребляются редко;
- дети упражняются в правильном
употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий,
большой – маленький), в точном словесном указании направления (над – под,
вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является
также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой
деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство
при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная
деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в
воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
- умения предварительно договориться
(распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения
постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
- умение работать дружно, не мешая
друг другу;
Виды конструктивного материала:
строительный материал, конструкторы,
бумага, бросовые и природные материалы.
Вид материала определяет и вид
конструирования:
- конструирование из строительного
материала;
- конструирование из бумаги;
- конструирование из природного
материала и т. д.
Строительный материал представляет собой набор
разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на
мелкий (настольный) и крупный. Дети дошкольного возраста, создавая предметы
окружающего, строят с конкретной целью – домик для зайчика, мост для транспорта
и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более
осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой
деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных
шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, материал всегда должен быть
уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них.
Конструкторы
Дети старшего дошкольного возраста в
свободное от занятий время используют также различные конструкторы –
деревянные, пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют
создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами
крепления деталей.
Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а
постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством
воспитателя освоят тот или другой конструктор, его помещают вместе с
настольными играми или в уголке ручного труда, и дети используют его в своей
самостоятельной деятельности.
Бумага, природный и бросовый материалы
Эти материалы широко используются в
детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления
различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным
занятием для детей.
Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман,
а также тонкий картон.
Разнообразие природного материала
(шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют
широко использовать его в работе с дошкольниками. Природный материал
своевременно заготавливается и его запасы пополняются в течение всего года. Каждый вид материала хранится в отдельной
коробке или пакете. При создании поделок используются дополнительные материалы:
бумага, картон, пластилин, проволока, спички; клей, ножницы.