06.12.2023
01.12.2023
В Федеральном
государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа
воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной
активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит
от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к
поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке
мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.
Познавательно-исследовательская
деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую
активность.
Цель организации познавательно-исследовательской
деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского
типа мышления.
Задачи познавательного развития в ДОУ:
- развивать интерес к
предметам и явлениям окружающего мира;
- формировать
первичные представления об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре,
звучности и т. д.);
- развивать мыслительные
способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени
и пространстве, установление взаимосвязей;
- создавать
положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной информации;
- стимулировать и
поощрять любознательность, наблюдательность;
-формировать и
совершенствовать навык работы с различными инструментами, развитие мелкой
моторики.
Исследовательская
деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
коллективная, подгрупповая, индивидуальная.
Среди приёмов и
методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим
актуальные для использования в ДОУ:
- Эвристический метод
(педагог создаёт проблемные ситуации)
- Наблюдение.
-Опыты и эксперименты
(наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью
дошкольников)
- Проектная
деятельность (этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую
активность детей и педагога и, как вариант, родителей)
- ТРИЗ-технологии (Теория
решения изобретательских задач). Этот метод работы способствует развитию аналитического
типа мышления.
В
опытно-экспериментальной деятельности развиваются как познавательные, так и
исследовательские способности детей
Виды занятий по
экспериментированию
- Игры-эксперименты. Поскольку
ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и
эксперименты проводятся в русле игровой направленности.
- Моделирование.
Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение
моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние) Педагогу
важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и
доступной. Моделирование на занятиях
по опытно-экспериментальной деятельности позволяется расширять знания о
свойствах реально существующих объектов, которые нельзя изучить в
непосредственном контакте
- Опыты. Проведение опытов позволяет
в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру.
Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или
экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками
правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в
памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами
почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на
расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.