Деятельность | Методы, приёмы, средства |
Игровая | Использование игр с предметами заместителями не похожими на настоящие. Использование в игре «подручных предметов» Вовлечение детей в постановку детских мини-спектаклей для сверстников и малышей. Придумывание новых правил к играм или своих игр, а также их изготовление. Игры «Превращения» Игры «Перевоплощения»
|
Коммуникативная | «Составление предложений» Детям предлагается составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова. «Небылицы» Каждому ребенку задается серия вопросов: Кто? С кем? Где? Когда? - Что делали? Детей просят отвечать необычно, чтобы получились невероятные небылицы. «Чепуха» Ведущий предлагает игрокам задумать какое-нибудь слово (имя существительное). Затем педагог задаёт поочередно детям вопросы: Что ты ел? На чем летал? С кем ты дружишь? На чем спишь? Чем расчёсывался? и др. Отвечая на вопрос, ребенок должен назвать задуманное им слово. Тот, у кого ответ совпадает по смыслу с вопросом, становится ведущим. Подбор ассоциаций к определённому слову. Придумывание рекламы (например, сказочная реклама: как будто в некоей волшебной стране есть магазин, где продают разные чудесные предметы).
|
Познавательно -исследовательская | Образование цветовых ассоциаций. Рассуждение и экспериментирование «Что можно сделать из…» (пластмассовой бутылки, целой или с одним, двумя отверстиями, разрезанной вдоль или поперек, на равные или неравные части; коробки от конфет, круглой коробки от плавленого сыра, жестяной банки от кофе, крышек от бутылок или банок, спичечных коробков (одного, двух, десяти),проволоки, веревочек, палочек, деревянной ложки и лоскутка, шишек (одинаковых или разных),разноцветных кусочков оргстекла, кожи, ткани, пуговиц, старой варежки, перчатки, вязаной шапки, ненужных кубиков, старого неработающего будильника или радиоприемника, остатков обоев и многого другого. изучение разных географических карт. рассматривание чертежей, умение за различными проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в различных проекциях моделирование
|
Изобразительная | Принятие детьми ролей скульптора, художника, дизайнера и т. д. Использование нетрадиционных приёмов рисования. Использование «путешествий» в картины (проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат; поговорить с героями картины, исследовать их эмоциональное состояние; отправиться в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине, в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди; создать свою композицию по поводу данного произведения). Рассматривание "каляк- маляк" младших детей, абстрактных картин настоящих художников, рассматривание картин и придумывание названий. Использование приёмов сравнения предметов и людей на картинах художников, скульптурах
(н-р: на кого похож этот человек? и т.д.) Дорисовывание недостающих деталей. Рисование впечатлений, воображаемых событий. Использование в лепке дидактических упражнений:
«Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты ... «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил? «Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем. «Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему. «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу, злого в доброго и т. д». Аппликация (вырезать много разноцветных треугольников, кружков, прямоугольников и других фигур, а потом попросить ребенка сложить из них все, что он может. Например, фигурку человека, животного или машину). Детям даются бумажные заготовки (цилиндры, кубы, конусы, полоски и др.), а также разнообразный бросовый материал. Предлагается придумать и смастерить фантастическое растение, сказать, как оно называется, где живет и т.п.
|
Музыкальная | Восприятие музыки, отдельных музыкальных инструментов и сравнение их со звуками природы и т.д. Выбор музыкальных инструментов, в том числе и нетрадиционных, для озвучивания природных явлений, предметов и образов окружающего мира. Прослушивание произведений и изображение их характера мимикой, жестами, движениями. Создание ситуаций, при которых к восприятию музыки подключаются все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Он «берет» её в руки, «рассматривает», какая она – тяжелая или легкая, страшная или веселая, колючая или мягкая, зовущая или отстраненная.
Придумывание различных танцевальных поз. Составление небольших танцевальных композиций и исполнение их под музыку. Использование упражнений:
«Танец»: предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д. «О чем рассказала музыка»: детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем обосновать свои впечатления и нарисовать свои представления. |
Восприятие художественной литературы | Придумывание, какого - либо волшебного предмета или удивительного прибора, чтобы герою произведения легче было справиться с неприятностями. Наделить его свойствами, описать, как он может выглядеть. В стихотворение вставлять другую рифму, чтобы было смешно Придумывание новых названий к известным сказкам, стихам, фильмам и мультикам. Придумывание продолжения всем известной сказки. Перемешивание героев нескольких сказок и придумывание для них нового приключения.
|
Двигательная | Придумывание новых подвижных игр. Придумывание новых способов применения предметов физкультурного инвентаря. Двигательные инсценировки – драматизации. Придумывание названий выполняемых движений. Придумывание названия двигательного сюжета. Варьирование условий выполнения упражнений. Внесение усложнений в технику движений. Использование имитационных действий. Использование выразительности движений.
|