06.12.2023
Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать.
Мы понимаем любознательность как интегративное качество, проявляющееся в стремлении к получению знаний, необходимости обладания способом и системой получения знаний, стремление к получению и обработке новой информации.
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению.
Не менее существенной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Источниками возникновения любознательности являются положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал. Значение наличия любознательности у детей велика: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Не случайно в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова любознательный характеризуется как склонный к приобретению новых знаний, пытливый.
Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: "Мотив -это определенная потребность, желание утолить жажду - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется -это цель.
Развитию любознательности, познавательной мотивации, исследовательских навыков способствуют:
- организация детских проектов
-технологии исследовательской деятельности (А.И.Иванова, А.И.Савенков, Н.К. Короткова)
-Триз ( теория решения изобретательских задач)
- технология развивающего общения
- развивающие игры В.В.Воскобовича
- составление загадок
-тематические мнемотаблицы
-лепбуки