06.12.2023
Педагогическая
диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение
деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на
основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
Специфика
педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов
обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
- планируемые
результаты освоения основной образовательной программы ДО заданы как целевые
ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного
детства;
- целевые
ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей;
- освоение
Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся.
Данные
положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку
индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их
дальнейшее планирование.
Результаты
педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1.
Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития).
2. Оптимизации
работы с группой детей.
При реализации
Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка
производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики
(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Периодичность
проведения педагогической диагностики Организации: Начало года и конец года
сентябрь и май
Педагогическая
диагностика индивидуального развития детей проводится педагогами Организации на
основе малоформализованных диагностических методов:
Формы
проведения педагогической диагностики/методики: Индивидуальная карта развития
ребенка разработана на основе «Карты развития детей от 3 до 7 лет» (авторы В.К.
Загвоздкин, И.Е Федосова). Нормативные карты развития Н.А.Коротковой
Решаемые
задачи: оценивается степень продвижения ребенка в образовательной программе.
Ответственные:
воспитатели специалисты старший воспитатель
Способы
фиксации данных: Карты развития
ФОП ДО п.16-16.10
16. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
16.1. Педагогическая
диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение
деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на
основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
16.2. Цели
педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются
требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться оценка
индивидуального развития детей4, которая осуществляется педагогом в
рамках педагогической диагностики. Вопрос о её проведении для получения
информации о динамике возрастного развития ребёнка и успешности освоения им
Программы, формах организации и методах решается непосредственно ДОО.
16.3. Специфика
педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов
обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
планируемые результаты
освоения основной образовательной программы ДО заданы как целевые ориентиры ДО
и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства;
целевые ориентиры не
подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей5;
освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
обучающихся6.
Данные положения
подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку
индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их
дальнейшее планирование.
16.4. Результаты
педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации
образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы
с группой детей.
16.5. Периодичность
проведения педагогической диагностики определяется ДОО. Оптимальным является её
проведение на начальном этапе освоения ребёнком образовательной программы в
зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая
диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой
(заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на
начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребёнка в группе.
Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить
индивидуальную динамику развития ребёнка.
16.6. Педагогическая
диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной
форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения,
свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков,
работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных
диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать
специальные методики диагностики физического, коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
16.7. Основным методом
педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения
являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как
обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного
детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за
поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении,
познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании,
двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке,
совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе
наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком личностных качеств,
деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и
неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.
Наблюдая за поведением
ребёнка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя,
самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности. Частота проявления
указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность
выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития
ребёнка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребёнка в
деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения
фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно.
Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может являться карта
развития ребёнка. Педагог может составить её самостоятельно, отразив показатели
возрастного развития ребёнка и критерии их оценивания. Фиксация данных
наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии
ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать
образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития
ребёнка и его потребностей.
Результаты наблюдения
могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить
причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить
знания о предметах и явлениях окружающей действительности и другое.
16.8. Анализ продуктов
детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов
портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке,
построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные
характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной
деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой
деятельностью).
16.9. Педагогическая
диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог
выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную
творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные
маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно
проектирует образовательный процесс.
16.10. При
необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин
возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую
проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие
ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики
могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и
оказания адресной психологической помощи.