05.12.2023
Основополагающими
задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями:
1.
Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного
пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
2.
Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями
наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
3.
Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений
физического и психического развития;
4.
Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях
обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив
сверстников общеразвивающей группы.
Для решения данных задач
психолого-педагогической поддержки детей необходима не единовременная
помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая
организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
В нашем образовательном
учреждении психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как
система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий
успешного развития каждого ребенка.
Сопровождение
детей осуществляют:
- Медицинский работник
- мониторинг здоровья воспитанников.
- Педагог-психолог -
психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и
консультирование педагогов и родителей.
- Учитель-логопед - диагностический
мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации
другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в
работе с детьми.
- Музыкальный
руководитель, реализацию используемой программы музыкального воспитания.
- Инструктор по
физическому воспитанию разработку и реализацию программы по
физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии
с возрастом, готовит рекомендации для воспитателей.
- Воспитатель - обеспечивает
всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими
специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную
деятельность всех воспитанников группы.
Деятельность педагогов
дошкольного учреждения по работе с детьми ОВЗ в нашем учреждении проводиться по
4 этапам:
1.Диагностический этап. Для успешности воспитания и обучения детей
необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных
потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой
информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры
речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка.
В конце сентября, после
проведения мониторинга, проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы
(ПМПк), где происходит объединение информации отдельных составляющих статуса
ребенка от всех специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную
личность.
2. Консультативно-проективный
этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы,
определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы,
составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации,
уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет
определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление
индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Важным принципом
для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип
доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность;
вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации
успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей
и взрослых.
3. Деятельностный этап. В ходе этого этапа
реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
Деятельность с
воспитанниками на данном этапе организуется как индивидуально, так и с
включением в подгрупповую работу, с использованием традиционных
психологических техник:
·
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая,
развивающая работа.
·
Игротерапия – в процессе игры формируется активное взаимодействие
ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные,
эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у
него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей
игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
·
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная
классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование
сухого бассейна.
·
Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и
воды. Развивается тактильная чувствительность, все познавательные функции,
моторика и речь.
·
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие
напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
·
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном
искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии
самовыражения и самопознания ребенка.
В рамках проводимой
образовательной деятельности, используются самые различные виды
деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращается внимание на
формирование умений у детей работать в макро и микро группе, в паре, уметь
слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку.
Педагогами ДОУ активно
используются в работе с детьми элементы здоровьесберегающих технологий, такие как подвижные
и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для
глаз, дыхательная гимнастика, динамическая минутка, корригирующая гимнастика,
ортопедическая гимнастика, СУ-Джок терапия, ароматерапия, витаминотерапия,
музыкотерапия, фитотерапия, гимнастика после сна, солевое закаливание,
воздушные и солнечные ванны и др. Весь учебно-воспитательный процесс направлен
на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального
развития.
Одним из факторов,
влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им
игровыми и коммуникативными навыками. Работу по освоению первоначальных
представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков,
направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в
систему социальных отношений, осуществляем по нескольким направлениям:
•
в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания
взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
•
в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений
о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
•
в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм,
играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками,
позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношений;
•
в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Для создания
благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями
здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации успеха в
различных видах детской деятельности, используют технологию обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной
комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со
сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Предметно -
пространственная среда в ДОУ организована так, чтобы каждый ребенок
имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Во всех группах имеются
центры развития. Выделено пространство для удовлетворения потребности в
активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны
различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, кнопками,
игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений (домик с
замочками, домик с креплениями), «проблемный столик», сухой дождь, сухой бассейн. Используются
различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения
сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.
Учитывая
наличие воспитанников с двигательными нарушениями, группы оснащены
мягкими модулями и мягкой игровой мебелью.
4. Консультативно-просветительское
сопровождение семьи.
Основными задачами
работы с родителями являются следующие задачи:
·
создание благоприятных условий для повышения педагогической и
психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
·
вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных
мероприятиях.
Для выполнения
поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ,
осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья
детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы
специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации
детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через родительские
стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания.
Ежедневное
информирование родителей о ходе образовательного процесса через выставки
детского творчества, информационные стенды, приглашения родителей на праздники,
на дни открытых дверей, способствовало налаживанию доброжелательного отношения
с родителями, знакомству с семьями воспитанников, сферой их деятельности,
увлечениями, интересами, знакомству родителей между собой. Родители детей
группы активные участники социально-значимых акций, всех конкурсов и выставок,
проводимых в образовательном учреждении.
В результате психолого -
педагогического сопровождения детей с ОВЗ специалистами образовательного
учреждения можно отметить следующие положительные изменения у детей с ОВЗ и
родителей, выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами:
улучшается мелкая и крупная моторика у детей, повышается познавательная
активность, самооценка. У родителей повысилась психолого-педагогическая
компетентность в воспитании и обучении детей.
В связи с этим, можно
отметить эффективность психолого – педагогического сопровождения и сделать
вывод: сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами образовательного учреждения,
позволяет детям благополучно социализироваться в группе детского сада, а также
гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Перспектива дальнейшей
работы ДОУ:
- Разработать программу повышения
профессиональной компетентности педагогов, специалистов в области коррекции
нарушения в здоровье и социализации.
- Разработать
план массовых мероприятий с детьми ОВЗ.