06.12.2023
Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
Познавательно-исследовательская деятельность у дошкольников проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
Исследовательская деятельность в МАДОУ организуется в следующих формах: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.Среди приёмов и методов организации познавательно - исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в МАДОУ:
- эвристический метод (педагог создаёт проблемные ситуации);
- наблюдение, экскурсии, походы
- опыты и эксперименты (наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников);
- проектная деятельность (этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей)
-ТРИЗ-технологии (Теория решения изобретательских задач). Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.
В опытно-экспериментальной деятельности развиваются как познавательные, так и исследовательские способности детей
Виды занятий по экспериментированию
- Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности.
- Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние) Педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной. Моделирование на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности позволяется расширять знания о свойствах реально существующих объектов, которые нельзя изучить в непосредственном контакте
- Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини- лаборатории или экспериментированию на рабочем месте,
проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.