3.2.2. Развитие исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира

06.12.2023

Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. 

Познавательно-исследовательская деятельность  у дошкольников проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Исследовательская деятельность в МАДОУ организуется в следующих формах:  коллективная, подгрупповая, индивидуальная.Среди приёмов и методов организации познавательно - исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в МАДОУ:

- эвристический метод (педагог создаёт проблемные ситуации);

- наблюдение, экскурсии, походы

- опыты и эксперименты (наряду с игрой экспериментирование считается  ведущей деятельностью дошкольников);

- проектная деятельность (этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей)Хочу такой сайт

-ТРИЗ-технологии (Теория решения изобретательских задач). Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

В опытно-экспериментальной деятельности развиваются как познавательные, так и исследовательские способности детей 

Виды занятий по экспериментированию

- Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности.

- Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние) Педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной. Моделирование на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности позволяется расширять знания о свойствах реально существующих объектов, которые нельзя изучить в непосредственном контакте

- Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические  явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по  работе в мини- лаборатории или экспериментированию на рабочем месте,

проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное  проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты  с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов  в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы,  воды, воздуха.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».