06.12.2023
В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.
Самостоятельность – способность личности планировать и автономно осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний. На самостоятельность ребенка влияет интеллект, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности.Основным и необходимым условием для формирования самостоятельности ребенка в МАДОУ является правильная организация пространства взаимодействия в каждой возрастной группе. Педагоги создают атмосферу доверия, дружелюбия, выдержанности, а также условия для поддержки детской инициативы.
Способность регулировать различные процессы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения.
Правила обучения саморегуляции и самостоятельности:
Постепенно, медленно, плавно.
Лучше меньше, да лучше.
Терпение – залог успеха.
Хвалить за каждый полученный результат.
Практические приемы
развития двигательной сферы саморегуляции
(на уровне артикуляционной, мелкой и крупной моторики)
Упражнения:
«Крепкий орешек» (напряжение – расслабление)
«Волшебный сон» (релаксация)
«Делайте вместе со мной»
«Делайте наоборот»
«Делайте, что я скажу, а не то, что покажу»
Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или
негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно
выражать.
Для этого педагоги помогают каждому ребенку овладеть такими умениями как:
произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно,неприятно, удивленно, страшно и т.п.);
одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Педагоги МАДОУ обучают детей сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом (релаксационные упражнения, детская йога, аутогенная тренировка).
Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции – умение детей вести себя в различных ситуациях, умение отдыхать.
Приемы развития саморегуляции, используемые педагогами МАДОУ
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
вдыхание свежего воздуха, выдыхание;
чтение стихов
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Простые игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы саморегуляции, используемые педагогами МАДОУ в работе с детьми
«Сова»
«Щекотки»
«Черепашки»
«Наоборот»
«Найди и промолчи»
«Смотри на мячик»
«Зеркало»
В процессе знакомства с детской литературой педагоги
МАДОУ знакомят дошкольников с произведениями, в которых подчеркиваются значимость и социальное одобрение таких волевых качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, старательность (например, Е. А. Пермяк «Птичьи домики», «Торопливый ножик», «Раки»; В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Н.Носов «Про репку», «Огородники» и др.).
Педагоги обогащают представления детей о волевых качествах личности с помощью соответствующих пословиц и поговорок:
«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;
«Терпение и труд все перетрут»;
«Есть терпенье, будет и уменье»;
«На хотенье есть терпенье»;
«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;
«Без терпенья нет уменья»;
«Поспешишь - людей насмешишь»;
«Делу - время, потехе - час».
Эффективным методом работы педагогов с дошкольниками являются беседы о настроении, о действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах педагог как бы выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя!