3.1.2. Развитие саморегуляции и самостоятельности

06.12.2023

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными эмоциональными и физиологическими состояниями, а также поступками.

Развитие саморегуляции одна из центральных линий развития детей в МАДОУ. Работая с детьми от 2х до 3х лет, педагоги закладывают у них основы, регулирующие функции речи, с 3х лет формируют умение соблюдать правила поведения, с 4х лет способствуют развитию контроля над своими действиями.

В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

Самостоятельность – способность личности планировать и автономно осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний. На самостоятельность ребенка влияет интеллект, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности.Основным и необходимым условием для формирования самостоятельности ребенка в МАДОУ является правильная организация пространства взаимодействия в каждой возрастной группе. Педагоги создают атмосферу доверия, дружелюбия, выдержанности, а также условия для поддержки детской инициативы.

Способность регулировать различные процессы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения.

Правила обучения саморегуляции и самостоятельности:

Постепенно, медленно, плавно.

Лучше меньше, да лучше.

Терпение – залог успеха.

Хвалить за каждый полученный результат.

Практические приемы

развития двигательной сферы саморегуляции

(на уровне артикуляционной, мелкой и крупной моторики)

Упражнения:

«Крепкий орешек» (напряжение – расслабление)

«Волшебный сон» (релаксация)

«Делайте вместе со мной»

«Делайте наоборот»

«Делайте, что я скажу, а не то, что покажу»

Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или

негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно

выражать.

Для этого педагоги помогают каждому ребенку овладеть такими умениями как:

произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;

 различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно,неприятно,  удивленно, страшно и т.п.);

 одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на  экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции  и эмоции, которые испытывают окружающие;

 произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать  эмоции по заданному образцу.

Педагоги МАДОУ обучают детей сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом (релаксационные упражнения, детская йога, аутогенная тренировка).Хочу такой сайт

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции – умение детей вести себя в различных ситуациях, умение отдыхать.

Приемы развития саморегуляции, используемые педагогами МАДОУ

 смех, улыбка, юмор;

 размышления о хорошем, приятном;

 различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

 рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных  или дорогих вещей;

 вдыхание свежего воздуха, выдыхание;

 чтение стихов

 высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Простые игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы саморегуляции, используемые педагогами МАДОУ в работе с детьми

«Сова»

«Щекотки»

«Черепашки»

«Наоборот»

«Найди и промолчи»

«Смотри на мячик»

«Зеркало»

В процессе  знакомства с  детской  литературой  педагоги

МАДОУ  знакомят  дошкольников с произведениями, в которых подчеркиваются значимость и социальное  одобрение таких волевых качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, старательность (например, Е. А. Пермяк «Птичьи домики», «Торопливый ножик», «Раки»; В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Н.Носов «Про репку», «Огородники» и др.).

Педагоги обогащают представления детей о волевых качествах личности с помощью  соответствующих пословиц и поговорок:

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;

«Терпение и труд все перетрут»;

«Есть терпенье, будет и уменье»;

«На хотенье есть терпенье»;

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;

«Без терпенья нет уменья»;

«Поспешишь - людей насмешишь»;

«Делу - время, потехе - час».

Эффективным методом работы педагогов с дошкольниками являются беседы о  настроении, о действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах педагог как бы  выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».