3.2.3. Развитие воображения и творческой активности

06.12.2023

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового. В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом творческого воображения. Педагоги ДОО применяют различные методы и приемы для развития воображения и творческой активности детей .

В таблице  представлены методы и приёмы развития воображения во всех видах детской деятельности.

Деятельность

        Методы, приёмы, средства

Игровая

  • Использование игр с предметами заместителями не похожими на настоящие.

  • Использование в игре «подручных предметов»

  • Вовлечение детей в постановку детских мини-спектаклей для сверстников и малышей.

  • Придумывание новых правил к играм или своих игр, а также их изготовление.

  • Игры «Превращения»

  • Игры «Перевоплощения»

Коммуникативная

  • Использование словесных игр

«Составление предложений» Детям предлагается составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.

«Небылицы» Каждому ребенку задается серия вопросов: Кто? С кем? Где? Когда? - Что делали? Детей просят отвечать необычно, чтобы получились невероятные небылицы.

«Чепуха» Ведущий предлагает игрокам задумать какое-нибудь слово (имя существительное). Затем педагог задаёт поочередно детям вопросы: Что ты ел? На чем летал? С кем ты дружишь? На чем спишь? Чем расчёсывался? и др. Отвечая на вопрос, ребенок должен назвать задуманное им слово. Тот, у кого ответ совпадает по смыслу с вопросом, становится ведущим.

  • Подбор ассоциаций к определённому слову.

  • Придумывание рекламы (например, сказочная реклама: как будто в некоей волшебной стране есть магазин, где продают разные чудесные предметы).

Познавательно -исследовательская

  • Образование цветовых ассоциаций.

  • Рассуждение и экспериментирование «Что можно сделать из…» (пластмассовой бутылки, целой или с одним, двумя отверстиями, разрезанной вдоль или поперек, на равные или неравные части; коробки от конфет, круглой коробки от плавленого сыра, жестяной банки от кофе, крышек от бутылок или банок, спичечных коробков (одного, двух, десяти),проволоки, веревочек, палочек, деревянной ложки и лоскутка, шишек (одинаковых или разных),разноцветных кусочков оргстекла, кожи, ткани, пуговиц, старой варежки, перчатки, вязаной шапки, ненужных кубиков, старого неработающего будильника или радиоприемника, остатков обоев и многого другого.

  • изучение разных географических карт.

  • рассматривание чертежей, умение за различными проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в различных проекциях

  • моделирование

Изобразительная

  • Принятие детьми ролей скульптора, художника, дизайнера и т. д.

  • Использование нетрадиционных  приёмов  рисования.

  • Использование «путешествий» в картины (проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат; поговорить с героями картины, исследовать их эмоциональное состояние; отправиться в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине, в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди; создать свою композицию по поводу данного произведения).

  • Рассматривание "каляк- маляк" младших детей, абстрактных картин настоящих художников, рассматривание картин и придумывание названий.

  • Использование приёмов сравнения предметов и людей на картинах художников, скульптурах

(н-р: на кого похож этот человек? и т.д.)

  • Дорисовывание недостающих деталей.

  • Рисование впечатлений, воображаемых событий.Хочу такой сайт

  • Использование в лепке дидактических упражнений:

«Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты ...

 «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил?

«Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

«Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему.

«Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу, злого в доброго и т. д».

  • Аппликация (вырезать много разноцветных треугольников, кружков, прямоугольников и других фигур, а потом попросить ребенка сложить из них все, что он может. Например, фигурку человека, животного или машину). Детям даются бумажные заготовки (цилиндры, кубы, конусы, полоски и др.), а также разнообразный бросовый материал. Предлагается придумать и смастерить фантастическое растение, сказать, как оно называется, где живет и т.п.

Музыкальная

  • Восприятие музыки, отдельных музыкальных инструментов и сравнение их со звуками природы и т.д.

  • Выбор музыкальных инструментов, в том числе и нетрадиционных, для озвучивания природных явлений, предметов и образов окружающего мира.

  • Прослушивание произведений и изображение их характера мимикой, жестами, движениями.

  • Создание ситуаций, при которых к восприятию музыки подключаются все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Он «берет» её в руки, «рассматривает», какая она – тяжелая или легкая, страшная или веселая, колючая или мягкая, зовущая или отстраненная. 

  • Придумывание различных танцевальных поз.

  • Составление небольших танцевальных композиций и исполнение их под музыку.

  • Использование упражнений:

«Танец»: предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д. 

«О чем рассказала музыка»: детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем обосновать свои впечатления и нарисовать свои представления.

Восприятие художественной литературы

  • Придумывание, какого - либо волшебного предмета или удивительного прибора, чтобы герою произведения легче было справиться с неприятностями. Наделить его свойствами, описать, как он может выглядеть.

  • В стихотворение вставлять другую рифму, чтобы было смешно

  • Придумывание новых названий к известным сказкам, стихам, фильмам и мультикам.

  • Придумывание продолжения всем известной сказки.

  • Перемешивание героев нескольких сказок и придумывание для них нового приключения.

Двигательная

  • Придумывание новых подвижных игр.

  • Придумывание новых способов применения предметов физкультурного инвентаря.

  • Двигательные инсценировки – драматизации.

  • Придумывание названий выполняемых движений.

  • Придумывание названия двигательного сюжета.

  • Варьирование условий выполнения упражнений.

  • Внесение усложнений в технику движений.

  • Использование имитационных действий.

  • Использование выразительности движений.

Наверх

НАШ ДЕТСКИЙ САД

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».