30.11.2024
Как не допускать ошибок в воспитании? Каковы возможные последствия ошибочного воспитания? Что будет, если...?
Вопрос однозначно непростой и многогранный. Предлагаю сегодня поразмышлять, какие ошибки может совершать родитель при воспитании ребенка:
1. Отсутствие в семье четкой системы норм и правил.
Довольно распространенной ситуацией выступает субъективная реакция родителя на поведение ребенка из разряда: «Ты плохо себя ведешь», «Ты долго сидишь за компьютером, сколько можно! Быстро выключай компьютер!» «Ты ничего не делаешь по дому»/ «Ты плохо учишься».
Что не так в этих фразах? Они обобщенны и оценочны. Фразы выражают эмоциональное отношение и адресуют к личности. На языке восприятия ребенка транслируется послание: «Я плохой!». Результатом подобных фраз становится: негативное самоотношение, непонимание критериев оценки и ожидаемого поведения.
Позитивная модель: четкое описание ожидаемого поведения. Сравниваем: «чтобы был везде порядок» и «помой пол, вытри пол в квартире/ своей комнате».
По модель:
2. Сравнение с другими
Невольно у родителя может запускаться инструмент сравнения своего ребенка с другими детьми.
«А вот у соседей сын умеет (что-то), а у тебя опять не получается…»
«У твоего друга пятерка, а у тебя четверка»
»Вон, глянь, Светка какая шустрая, а ты…»
В чем опасность сравнения?
Формирование у ребенка установки: «Я недостаточно хорош», «Меня любят при условии, что я…», «Со мной что-то не так» Как итог,
Почему родители сравнивают своих детей?
Одна из причин собственная неуверенность, привычный стиль реагирования, усвоенный в родительской семье, завышенные нереалистичный ожидания в отношении собственного ребенка.
3. Обесценивание
« Не плачь! Ты же мальчик!», «Тебе плохо? Лучше иди помой пол и всё пройдет!»
Эмоции сигнализируют самому человеку и окружающим о том, как удовлетворены/ не удовлетворены потребности. Игнорирование реакции не искореняет самого источника, а часто даже усугубляет состояние, добавляя ощущение, что мои переживания не имеют ценности. Это особенно больно проживается со стороны значимых близких, от кого ребенок особенно ждет принятия и поддержки.
4. Противоречивые ожидания
Родитель как модель значимого Взрослого закономерно проявляет свои ожидания по отношению к ребенку: "Будь хорошим! Будь смелым! Не будь тряпкой!". Ряд ожиданий могут вступать в противоречие друг с другом. Допустим, со стороны матери - одно ожидание, а со стороны отца - другое. Это может проявляться в разных стилях воспитания: один проявляет авторитарность и строгость, другой, напротив, предоставляет полную свободу. Либо на уровне слов могут транслироваться одни ожидания, а на уровне эмоционального отношения - совершенно другие.
Каков результат этого? Ребенок теряется в догадках: как себя вести, кого слушать, чтобы всё было правильно. Как следствие, неопределенность жизненных ориентирова, неуверенность, отсутствие собственного мнения/ кардинальные неожиданные поступки.
5. Тотальный контроль
Родитель контролирует ребенка/ подростка с кем пошел, куда пошел, проверяют круг общения, что пишут в чате одноклассников, контролируют просмотренные ребенком контенты. С одной стороны, это дает родителю чувство спокойствия за счет ощущения "Я знаю всё" и поэтому "Точно ничего плохого не случиться". Часто за контролем кроется тревожность.
Продводя итог, важно помниить, что родитель - тоже челове со своим жизненным опытом и историей родительского воспитания. Однако цена ошибка порой может стоить самоощущения человека.
Верю, что в наших с вами силах сделать мир немножечко добрее!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.11.2024
Дата обновления: 30.11.2024
Дата публикации: 30.11.2024