Содержание программы
Паспорт Программы развития
МАДОУ № 5 на 2019-2024г.
Наименование
программы
Программа развития МАДОУ № 5 на 2019-2024 г.
• Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации
от 29.12.2012. № 273.
• Федеральные государственные образовательные стандарты
Основания для
разработки
программы
основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и условий ее реализации.
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций (СанПиН
2.4.1.3049-13).
• Устав МАДОУ № 5.
Назначение
программы
Программа
развития
предназначена
для
определения
перспективных
направлений
развития
образовательного
учреждения на основе анализа работы Учреждения за
предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений,
охарактеризованы главные направления обновления содержания
образования и организации воспитания, управление дошкольным
учреждением на основе инновационных процессов.
Проблема
Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях
реализации новой
государственной
образовательной политики, становление открытой, гибкой и
доступной системы образования.
Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад
детей, отрицательно сказывается на получении ими
качественного образования.
Недостаточная готовность и включенность родителей в
управление качеством образования детей через общественно государственные формы управления.
Необходимость интенсификации педагогического труда,
повышение его качества и результативности педагогов к
применению современных образовательных технологий.
Необходимость
расширения
сферы
дополнительных
образовательных услуг.
Сроки
реализации
Программа реализуется в период с 2019г. по 2024г.
Авторы
Заведующий: Обвинцева О.В.
Старший воспитатель: Дядюренко О.А..
Воспитатели: Курносова Е.Н., Шаймиева Н.А., Хлопенова Т.В.
Цель
Совершенствование в Учреждении системы интегративного
образования в соответствии с ФГОС, реализующего право
каждого ребенка на качественное дошкольное образование,
полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы
успешной социализации и самореализации.
·
Совершенствование
системы здоровьесберегающей
деятельности учреждения, с учетом индивидуальных
особенностей дошкольников;
· Повышение качества образования в Учреждении через
внедрение современных педагогических технологий, в том числе
информационно-коммуникационных;
· Повышение уровня профессиональной компетентности
педагогов;
Задачи
· Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью
обеспечения преемственности образовательных программ
дошкольного и начального общего образования;
·
Совершенствование
программного обеспечения;
материально-технического
и
· Обновление развивающей образовательной среды Учреждения,
способствующей самореализации ребёнка в разных видах
деятельности;
· Развитие системы управления Учреждением на основе
включения родителей управленческий процесс.
Финансовое
обеспечение
программы
эффективное использование бюджетных и внебюджетных
средств; спонсорская помощь, благотворительность.
Для Учреждения:
Ожидаемые
результаты:
· улучшение материально-технического обеспечения для
реализации программы дошкольного образования.
Для воспитанников:
·
получение полноценного качественного образования в
соответствии с индивидуальными запросами и
возможностями каждого;
· улучшение состояния физического, психического и социального
здоровья.
· Для педагогического коллектива:
· повышение интереса к
профессии и
развитие
профессиональной компетентности;
· рост профессиональной культуры педагогов, повышение
компетентности в области применения ИКТ; Для семьи:
· сохранение здоровья ребенка и успешность его при поступлении
в школу;
· расширение области участия родителей в деятельности
Учреждения (участие в образовательном процессе, в
проведении совместных мероприятий);
· укрепление взаимодействия Учреждения и семьи.
Для социума:
· реализация системы социального партнерства;
· расширение
образовательного пространства через
сотрудничество с социокультурными учреждениями посела;
· повышение уровня правовой культуры всех участников
образовательного пространства.
· превращение воспитательно-образовательного пространства
ДОУ в благоприятную среду для развития индивидуальности
каждого воспитанника.
1 этап - Организационно-аналитический – 2019г.
Этапы
реализации
программы
Анализ и оценка состояния развития ДОУ, определение
приоритетов и разработка содержания Программы развития
ДОУ;
2 этап – Формирующий – 2020-2023г.г.
Совершенствование
компонентов
воспитательнообразовательного процесса в соответствии с ФГОС;
3 этап – Обобщающий – 2024г.
Обобщение результатов внедрения Программы развития, в
соответствии с требованиями новой государственной политики.
1. Пояснительная записка
2. Анализ проблемы,
на решение которой направлена
Программа Актуальность создания программы развития ДОУ обусловлена:
- государственной политикой в области образования – повышением
доступности качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного
развития экономики, современным потребностям
общества и каждого гражданина - принятием нового Закона «Об
образовании в Российской Федерации»; введением Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Для этого требуется:
- повышение качества образования;
- разработка и внедрение новых педагогических технологий; - сохранение и
укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе
Учреждения;
- активизация адресной работы с семьями, которая позволит удовлетворить
индивидуальные запросы родителей.
2. Информативная справка.
Полное наименование
Учреждения
Муниципальное
автономное
дошкольное
образовательное
учреждение
«Детский
сад
общеразвивающего
вида
с
приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно
речевому направлению развития детей № 5»
Юридический адрес
623794, Свердловская область, Артемовский район,
п.Буланаш, улица Машиностроителей, дом 2
Режим работы
Заведующий
Пятидневная рабочая неделя с 7.30 до 17.30, выходные
дни суббота, воскресенье, праздничные дни.
Обвинцева Оксана Владимировна
Учреждение размещено в типовом двухэтажном здании, имеется водопровод,
канализация, оснащено верандами и малыми архитектурными формами для
игровой деятельности. Помещение и участок соответствуют государственным
санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству правилам и
нормативам работы ДОУ СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013, нормам и
правилам пожарной безопасности. Территория детского сада ухожена и
озеленена различными видами деревьев и кустарников по всему периметру.
Коллектив поддерживает территорию в хорошем состоянии, ухаживая за
цветниками, поддерживая чистоту и порядок.
Материально-техническое обеспечение, оснащение образовательного
процесса и развивающая среда Учреждения соответствует ФГОС ДО. В ДОУ
созданы все необходимые условия для организации и проведения
образовательного процесса. Все базисные компоненты развивающей
предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного
физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и
социально-коммуникативного развития детей.
Учреждение
располагает
учебно-методическим
комплектом
Образовательной программой дошкольного образования «От рождения до
школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Учебно-методическая
оснащенность
детского сада позволяет
проводить воспитательно-образовательную работу с детьми и стремиться к
высоким результатам.
Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей
детей, индивидуальных особенностей воспитанников и конструируется таким
образом, чтобы в течение дня каждый ребенок мог найти для себя
увлекательное занятие. В каждой возрастной группе
созданы хорошие
условия
для
самостоятельной,
художественной,
творческой,
театрализованной, двигательной деятельности, оборудованы «уголки», в
которых размещен познавательный и игровой материал в соответствии с
возрастом детей. Мебель, игровое оборудование
приобретено с учетом
санитарных и психологопедагогических требований.
Это позволяет детям организовывать разные игры в соответствии со
своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и
безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При
этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды,
предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих игр и
увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом
программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий.
Для физкультурных занятий имеется гимнастическая лестница, маты,
тренажеры, мячи разных размеров, мешочки с песком для метания,
гимнастические палки, скакалки, дорожки для профилактики плоскостопия,
скамейки и т.д.
Медицинский блок состоит из двух изоляторов, процедурного кабинета,
медицинского кабинета (кабинет приема), санузла.
Питание детей производится в групповых комнатах. Весь цикл приготовления
блюд происходит на пищеблоке Учреждения. Помещение пищеблока
размещается на первом этаже, имеет отдельный вход-выход. Имеется
десятидневное утвержденное меню. При составлении меню используется
разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания
по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия
пробы медработником и соответствующей записи в журнале результатов
оценки готовых блюд.
Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями
СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013, питьевая вода доступна воспитанникам в
течение всего времени нахождения в ДОУ. Ориентировочные размеры
потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной
активности ребенка.
Методический кабинет и группы постоянно пополняются периодической,
методической и художественной литературой. Подбор литературы, сведений
о самообразовании педагогов и обобщение передового педагогического опыта
в методическом кабинете систематизированы и упорядочены.
Предметная среда Учреждения оборудована с учетом возрастных
особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по
содержанию, отвечают необходимым требованиям безопасности и в целом
создают оптимально-насыщенную, целостную многофункциональную среду.
Разработана и внедрена система мер обеспечения безопасности жизни и
деятельности ребенка в здании и на территории ДОУ: пожарная сигнализация,
КТС, имеются первичные средства пожаротушения. В вечернее, ночное время
в здании работает сторож. В ДОУ регулярно проводятся мероприятия по
соблюдению правил пожарной безопасности, по основам безопасности,
учебные тренировки. С детьми регулярно проводятся занятия, беседы по
правилам дорожного движения и безопасного поведения детей на улице,
организуются экскурсии, игры.
3. Анализ результатов деятельности ДОУ.
На 1 сентября 2019 учебного года в детском саду функционируют 10 групп,
число воспитанников 200 в возрасте от 2 до 7 лет.
•
•
•
•
•
1-ая младшая группа для детей от 2 до 3 лет – группа № 1, № 2;
2-я младшая группа для детей от 3 до 4 лет – группа № 3,4;
Средняя группа для детей от 4 до 5 лет – группы № 5,6,7;
Старшая группа для детей от 5 до 6 лет – группы № 8,9;
Подготовительная группа от 6 до 7 лет – группа № 10.
Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников
соответствует квалификационным характеристикам.
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации
и обеспечения реализации Программы, определён ее целями и задачами, а
также особенностями развития детей, соответствует.
Обеспечено
непрерывное
сопровождение
педагогическими
и
учебновспомогательными работниками в течение всего времени пребывания
детей.
Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными
компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.
Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами:
Старший воспитатель - 1
воспитатели – 15
музыкальный руководитель – 2
инструктор по физической культуре– 2
учитель-логопед – 1
педагог-психолог – 1
Характеристика кадрового состава
1. По
образованию
высшее педагогическое
образование
6 человека
2. По стажу
среднее педагогическое
образование
до 5 лет
14
человек
11
от 5 до 10
лет
1
от 10 до 15
лет
-
свыше 15
лет
высшая квалификационная
категория
8
первая квалификационная категория
20
соответствие занимаемой должности
-
3.По результатам аттестации
-
Состояние здоровья воспитанников и меры по охране и
укреплению здоровья.
Одной из важнейших задач деятельности нашего ДОУ является охрана и
укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития,
воспитания потребности в здоровом образе жизни. На педагогическом совете,
в ходе совместного обсуждения, была разработана система эффективных
мероприятий по укреплению здоровья дошкольников. Педагоги используют в
своей работе разнообразные закаливающие методы и приемы. Регулярно
проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия. В течение года
проводятся дни здоровья, спортивно-развлекательные мероприятия.
Проводится санитарно-просветительная работа с родителями.
В Учреждении постоянно проводится работа по улучшению здоровья и
совершенствованию физических качеств детей с учетом индивидуальных
особенностей воспитанников.
Оздоровительная работа осуществлялась по следующим направлениям:
•
•
•
•
Соблюдение режима дня
Учет гигиенических требований
Утренняя гимнастика
Воздушно-оздоровительная гимнастика после сна
Выполнение
двигательного режима в группе и на прогулке Закаливающие мероприятия.
Разработанный комплекс мероприятий успешно применяли педагоги в
течение года. В детском саду уровень физического развития детей стал
значительно выше, в результате чего снизился 3% заболеваемости. По
результатам отчетного 2017 года следует сделать вывод, что в дальнейшей
работе необходимо продолжать уделять внимания вопросам организации
оздоровления, закаливания. Следовательно, задача по укреплению здоровья
детей и снижение заболеваемости остается для нас актуальной.
Проблемное поле: Положительная динамика укрепления здоровья
воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об
эффективной системе здоровьесбережения в Учреждении, позволяющей
спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость. Физкультурно
оздоровительная работа учреждения ведется в системе, но требует
продолжения работа:
- по развитию здоровьесберегающих технологий в деятельности Учреждения;
- по взаимодействию с социумом в вопросах поддержания и укрепления
здоровья всех участников образовательного процесса.
Особенности образовательного процесса в ДОУ.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии
Основной общеобразовательной программой-образовательной программой
дошкольного образования. Программа разработана с учетом ФГОС ДО,
особенностей образовательного Учреждения, региона и муниципалитета,
образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников.
Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Она
охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей.
Образовательный процесс в детском саду строится, прежде всего, на
индивидуальном подходе к детям, создании благоприятного микроклимата в
группе на основе интересного диалогического общения.
В Учреждении проводятся следующие виды непосредственно организованной
деятельности, согласно каждой возрастной группе:
Речевое развитие. Развитие речи.
Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе.
Познавательное развитие. ФЭМП
Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром.
Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы.
Художественно-эстетическое развитие. Лепка, рисование,
конструирование, ручной труд.
7. Физическая культура.
8. Художественно-эстетическое развитие. Музыка
9. Досуги музыкальные, спортивные.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
аппликация,
Благодаря четкому планированию и контролю, в Учреждении хорошо
отработана система воспитательно-образовательной работы, разумно
дополняемая коррекционно-воспитательной работой.
Этому способствует взаимосвязь всех специалистов Учреждения:
воспитателей, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО, педагога
психолога, учителя логопеда.
Расписание занятий составлено с учетом психофизических возможностей
детей и обеспечивает взаимосвязь с повседневной жизнью детей в детском
саду.
Важнейшими показателями,
влияющими
на
результативность
педагогического процесса, являются условия его организации. Главным
условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры
Учреждения. ДОУ кадрами полностью укомплектовано. Повышение уровня
квалификации
обеспечивается участием педагогов в методических
объединениях,
конкурсах, через
курсы
повышения
квалификации, профессиональную
переподготовку, самообразование,
развитие педагогического опыта.
Педагогов Учреждения отличает творческий подход к работе,
инициативность, доброжелательность, демократичность в общении,
открытость.
Организация групповой комнаты приближена к домашней обстановке, что
способствует эмоциональному благополучию детей их быстрейшей адаптации
при поступлении в детский сад.
В группе игровое оборудование расположено согласно требований ФГОС ДО
для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно выбрать себе занятие по душе.
Для развития конструктивной деятельности дошкольников в группе имеются
наборы крупного и мелкого строительного материала, различные виды
конструкторов.
Педагогами и родителями заготавливается природный и бросовый материал
для художественного конструирования. Для развития у детей
естественнонаучных представлений в группе оборудована соответствующая
зона «Познание». На прогулках дети под руководством воспитателей
ухаживают за посадками культурных растений.
В ДОУ созданы условия по формированию элементарных математических
представлений. Занятия строятся в игровой форме. В достаточном количестве
имеется демонстративный и раздаточный материал.
Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется с младшего
возраста. На занятиях детей знакомят с родным краем. В группах имеются
флаг, герб Российской Федерации.
На игровых участках созданы необходимые условия для физического развития
детей, он оснащен спортивным оборудованием: лестница, качели, горка,
песочница.
Методический кабинет ДОУ укомплектован методической литературой по
всем направлениям. За последний год приобретено много методической и
познавательной литературы в помощь воспитателю. Благодаря усилиям
администрации и коллектива, в ДОУ создана база дидактических игр,
методической
литературы.
Программно-методическое
обеспечение
педагогического процесса направлено на выполнение Федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования, что
связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих
гармоничное развитие ребёнка, ориентацию на удовлетворение социального
заказа.
В целом, условия, созданные в детском саду, способствуют воспитанию у
детей эстетического вкуса и направлены на то, чтобы каждый ребёнок
чувствовал себя комфортно и защищённо.
Воспитатели и специалисты Учреждения эффективно используют в работе
дидактические и развивающие игры, игровые приемы и упражнения,
умственные и речевые логические задачи. Умственное воспитание детей
предусматривает развитие их мышления и речи.
Приветствуется проведение интегрированных занятий с участием различных
специалистов, что способствует более быстрой динамике развития всех
психических функций ребенка.
В соответствии с ООП ДО Учреждения была дополнена и
переоборудована предметно - развивающая среда в группах. В период
учебного процесса педагогический коллектив накапливал и приобретал
программный и дидактический материал, что позволило педагогам добиться в
учебно-воспитательном процессе нужных результатов. Значительные
улучшения произошли в уровне развития детей ознакомлении с окружающем
миром, экологии, музыкальной, театрализованной, физкультурной, а также в
уровне игровой деятельности. Опираясь на результаты диагностики, можно
сказать, что ООП ДО Учреждения осваивается с учетом возрастных
требований. Но наблюдается недостаточный уровень в реализации
образовательной
области
«Познание»,
а
именно
познавательно
исследовательская деятельность. Дети больше работают по образцу,
воспитателем недостаточно применяется в непосредственной образовательной
деятельности опытно-экспериментальная деятельность. Необходимо уделить
педагогическому коллективу внимание на образовательную деятельность по
художественному творчеству, конструированию, и по формированию
элементарных математических представлений.
Проведённый анализ
результатов педагогической деятельности коллектива Учреждения показал,
что вывод их на должный уровень во многом зависит от содержания,
технологий и организации учебно-воспитательного процесса.
Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства
предлагает использование новых программ и технологий, которые
предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую
организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает
ребёнку новые достижения и продвижения в развитии.
Проблемное поле:
В связи с введением в образовательный процесс ФГОС и новых форм работы
необходимо повышать уровень квалификации педагогического персонала
учреждения для более качественного планирования и организации
образовательного процесса, для получения максимально возможных
образовательных результатов.
Проблемное поле: содержание предметно - развивающей среды в группах
недостаточно отвечает потребностям современных детей, необходимо
постоянно улучшать материальную базу Учреждения.
Вовлечения членов семей воспитанников в образовательный процесс.
Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию детей в тесном
контакте с семьёй. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на
развитие ребёнка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде
всего родители, семья.
Главная цель работы педагогов с семьёй психолого-педагогическое
просвещение, оказание помощи в воспитании детей, профилактика нарушений
в детско-родительских отношениях. Педагоги используют разнообразные
формы вовлечения семьи в образовательный процесс.
Осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия (индивидуально
ориентированных) с родителями детей нового поколения, привлечение их к
совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития
детей, используя наряду с живым общением (безусловно, приоритетным),
современные технологии (Интернет-ресурсы, участие в разработке и
реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОО
и др.)
Проблемное поле: Неоднородный контингент родителей, имеющий различные
цели и ценности. Наличие в Учреждении родителей (законных
представителей) с потребительским отношением к процессу образования,
воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в
интерактивных мероприятиях, в управлении ДОО.
Недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в
вопросах ведения здорового образа жизни и низкий уровень активной
жизненной позиции.
4. Концепция Программы развития ДОУ.
Основной целью Программы развития является создание в Учреждении
системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка
на качественное и доступное образование. А также создание условий,
обеспечивающих
высокое
качество
результатов
образовательной
деятельности по формированию ключевых компетенций дошкольников,
опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и
ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных
способностей и развитие творческого потенциала.
Ценность инновационного
характера
современного
дошкольного
образования и Программы развития Учреждения направлена на сохранение
позитивных достижений ДОУ. Внедрение современных педагогических
технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение
личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса,
позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в
подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях
интеграции усилий семьи и ДОУ.
Вместе с тем инновационный характер преобразования означает
исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ,
соответствие потребностям современного информационного общества в
максимальном развитии способностей ребёнка.
В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника
должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:
Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;
Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими;
Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать»
информацию, работать с разными видами информации;
Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца,
способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки,
постройки);
Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по
общепринятым нормам и правилам;
Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе
жизни.
Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано
с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в
соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка
означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его
интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание
оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном
процессе.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития
деятельности МАДОУ № 5 служат:
Качество образования
Здоровье
Сотрудничество
Основные принципы, которыми будем руководствоваться, выстраивая
деятельность ДОУ:
принцип системности – целостный подход, взаимодействие всех
направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития
личности ребенка;
принцип развивающего образования - опирается на «зону ближайшего
развития» и предполагает использование новейших технологий и методик;
принцип индивидуализации и дифференциации - предполагает учет
субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей,
интересов и способностей детей и взрослых;
принцип гуманизации – основывается на усилении внимания к личности
каждого воспитанника как высшей ценности общества, установке на
формирование гражданина с полноценным познавательно – речевыми,
моральными и физическими качествами, создании максимально
благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;
принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь
образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой
форме;
принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и
методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого
ребенка;
принцип инновационности – определяет постоянный поиск и выбор идей,
наиболее оптимальных программ, технологий и форм работы;
принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через
собственную деятельность под руководством взрослого.
Образ будущего ДОУ - это Учреждение, где ребенок реализует свое право
на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями,
возможностями
и
способностями.
Педагоги
развивают
свои
профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех
деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом
режиме, основываясь на гуманных отношениях партнерского сотрудничества.
Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает
взаимодействие участников образовательных отношений в системе «педагогребенок- родитель».
Родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности.
Воспитатели являются непосредственным реализатором образовательных
услуг на уровне государства.
Дети выступают как потребители оказываемых ДОО услуг по обучению и
воспитанию, развитию личности.
Для того, чтобы педагоги могли эффективно осуществлять
взаимодействие с семьей, необходимо повышение их правовой и
психологопедагогической культуры, формирование гуманистических
взглядов на процесс образования, а также профессиональные умения
контактировать с родителями.
Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития
ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и
эффективного процесса образования детей дошкольного возраста,
содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего
пребывания в детском саду.
5. Стратегия развития ДОУ.
Основные направления по реализации программы развития
Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2022 года. Стратегия
определяет
совокупность
реализации
приоритетных
направлений,
ориентированных
на
развитие
Учреждения.
Эти
направления
сформулированы в целевых программах «Качество образования», «Здоровье»,
«Сотрудничество» обеспечивающих участие в реализации программы
коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума. Программы
взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают
последовательность тактических мероприятий. Создание условий в ДОУ для
реализации ФГОС.
•
Целевая программа: «Качество образования»
Проблема: наличие противоречий между содержанием современного
педагогического образования, требованиями, предъявляемыми социумом к
личности и уровнем профессиональной компетентности педагога.
Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение
квалификации педагогов.
Цель: Совершенствование образовательной деятельности ДОУ через
овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими
целостное развитие ребенка-дошкольника. Соответствие уровня и качества
подготовки выпускников ДОУ требованиям федеральных государственных
образовательных стандартов.
Задачи:
Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого
ребенка на качественное и доступное образование.
•
•
Поэтапное обновление организации образовательного процесса в
соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей.
Обновление предметно-развивающей среды ДОО, способствующей
реализации нового содержания и достижению новых образовательных
результатов. Активное внедрение ИКТ в образовательный и управленческий
процесс.
План действий по реализации программы «Качество образования»
Направления работы
Система мероприятий
срок
Ответствен
ный
Организационно-подготовительный этап /2019 год/
Совершенствование
образовательной
программы (в
соответствии с ФГОС)
Организация работы творческой
группы по корректировке
Программы
2019
Воспитатели
Приведение в
соответствие с
современными
требованиями
нормативно-правового,
материальнотехнического,
финансового, кадрового,
мотивационного
компонентов ресурсного
обеспечения
образовательной
деятельности
разработка и
корректировка локальных актов,
обеспечивающих реализацию
программы развития;
Постоян
но
Заведующий
Совершенствование
системы планирования
(календарного,
перспективного в
соответствии с
реализуемой ООП,
разработка рабочих
программ педагога)
-комплекс методических
мероприятий для педагогов по
организации планирования
образовательной деятельности;
разработка проекта
обновления учебноматериальной базы
образовательной деятельности
(создание творческой группы); Составление (корректировка)
плана графика курсовой
подготовки педагогов на 20192024 гг.
-сбор необходимой информации
Заведующий
2019
Заведующий
2019
20192020
согласно
годового
плана
Заведующий
воспитатели
Ориентация педагогов
на приоритет
самостоятельной
деятельности ребенка,
использование
инновационных
программ и технологий.
Разработка
методического
сопровождения по
внедрению проектной
деятельности и
интегрированного
подхода к организации
образовательного
процесса.
-Разработка комплекта
методических материалов
«Проектная деятельность»
Создание условий для
расширения
возможностей
использования
ИКТ
в процессе
управления ДОУ и
повышении качества
образовательной
деятельности
-повышение квалификации
педагогов
2019
2020
Заведующий
Воспитатель
«Портфолио дошкольника»
«Портфолио педагога» Консультации и итоговые
педсоветы, направленные на
умение работать с проектами
-разработка и уточнение
методических рекомендаций по
планированию и проведению
интегрированных занятий
2019
2020
-сбор необходимой информации.
Заведующий
Воспитатель
Развивающий (обновленческий) этап /2020-2023 годы/
Новый качественный
уровень
образовательной
программы учреждения,
обеспечивающий
обновленную модель
образовательного
пространства ДОУ
- корректировка
образовательной программы в
соответствии с ФГОС
дошкольного образования и с
учетом Примерной ООП; формирование модели режима
дня, недели, года с учетом
обновленной модели
образовательного пространства;
-разработка рабочих программ по
образовательным областям;
-Разработка примерного
календарно- тематического
планирования.
2019
2020
Заведующий
Воспитатель
Совершенствование
образовательной
деятельности через
овладение
современными
технологиями,
обеспечивающими
целостное развитие
ребенка
- использование в
2019- 2023 Заведующий
образовательной деятельности
современных развивающих
технологий (изучение, внедрение,
реализация в соответствии с
индивидуальными планами
педагогов)
Воспитатель
-индивидуализация и
дифференциация
образовательной деятельности
(введение в практику работы по
формированию «портфолио»
дошкольника, составление
индивидуальных маршрутов
развития воспитанников,
дифференцированные планы)
-выявление и формирование
приоритетного
направления воспитательной
работы в группе
Обновление предметноразвивающей среды,
способствующей
реализации нового
содержания
дошкольного
образования
достижению новых
образовательных
результатов ДОО
-оборудование группового
помещения развивающими
пособиями, сюжетными
игрушками, играми развивающей
направленности;
Повышение
эффективности
обучения,
формирование
целостности
восприятия изучаемого
материала за счет
применения ИКТ в
образовательной
деятельности
-Приобретение программного
обеспечения, компьютерной
техники
Постоянно Заведующий
по мере
финанси
рования
-пополнение программнометодического, дидактического
и диагностического
сопровождения образовательной
программы
-Активное применение ИКТ в
образовательной деятельности
Воспитатель
По мере
финанси
рования
Заведующий
Воспитатель
Повышение
профессионального
уровня педагогических
кадров в вопросах
использования в практике
работы современных
технологий дошкольного
образования
-курсовая подготовка;
-участие в работе ГМО; транслирование опыта работы
через участие в конкурсах,
публикацию на сайте ДОУ,
проектную деятельность; -ведение
портфолио педагога - как
инструмента отслеживания уровня
повышения профессионального
мастерства и творческого роста.
Постоян
но
Заведующий
Воспитатель
Аналитико-информационный этап /2024 год/
Оценка эффективности и
совершенствование
инновационной модели
образовательного
пространства,
обеспечивающей новое
качество образования
Персонифицированный
учет деятельности
педагогических кадров.
- Отслеживание эффективности
внедрения в практику работы
современных
педагогических
технологий (система контроля;
мониторинг детского развития и
освоения
образовательных
программ;
мониторинг
удовлетворенности
родителей
качеством
предоставляемых
образовательных услуг). - Анализ
эффективности
внедрения
в
учреждении
новой
системы
планирования,
внесение
необходимых корректив в планы
образовательной деятельности. Мониторинг
эффективности
внедрения индивидуальных и
дифференцированных маршрутов
и программ. -Анализ реализации
проекта
обновления
учебноматериальной
базы
образовательной деятельности.
В течение
всего
отчётного Заведующий
периода
20192024
Воспитатель
Ежегодно Заведующий
-мониторинг актуального
состояния кадровой обстановки в
Внедрение,
совершенствование и
распространение
перспективного опыта
ДОУ (программа мониторинга,
статистические данные);
к 2024 г.
демонстрация портфолио
педагогов;
обобщение и трансляция
перспективного педагогического
опыта интеграции
образовательных областей,
организации самостоятельной и
совместной образовательной
деятельности детей и педагогов
(публикации, в т.ч на сайте ДОУ)
Определение новых
направлений развития
Воспитатель
-проведение проблемно
ориентированного анализа
деятельности ДОО по реализации
Программы развития;
-публикация результатов и
итогового заключения о
реализации Программы развития
(открытый информационно
аналитический доклад, сайт ДОО)
В течение
всего
отчетного
периода
2024 г.
Заведующий
воспитатель
Прогнозируемый результат:
- Обновление содержания образования в соответствии с современными
требованиями общества и социальным заказом родителей. - Повышение
качества образовательной деятельности.
Целевая программа: «Здоровье»
Проблема: Недостаточный уровень развития здоровьесберегающей среды в
ДОО. Средний уровень знаний и практических умений педагогов и родителей
в области оздоровления ребенка и обеспечения его физического развития.
Цель: Совершенствование здоровьесберегающей и здоровьеформирующей
среды в ДОУ.
Задачи: Обеспечить раннее формирование ориентации ценностей ЗОЖ у
детей дошкольного возраста.
Обеспечить условия для полноценного физического развития детей в ДОУ.
Повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов по
организации двигательной деятельности детей
Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями по воспитанию
здорового и физически развитого ребенка
План действий по реализации программы «Здоровье»
Направления работы
Система мероприятий
срок
Ответствен
ный
Организационно-подготовительный этап /2019 год/
Создание условий для
оптимизации деятельности
по сохранению и
укреплению здоровья детей в
детском саду, пропаганде
ЗОЖ среди воспитанников
их родителей
-Разработка системы
мероприятий, направленных на
укрепление здоровья, снижение
заболеваемости воспитанников
(Программа «Здоровье»)
2019
Заведующий
Воспитатель
Развивающий (обновленческий) этап /2018-2022 годы/
Реализация системы
мероприятий, направленных
на укрепление здоровья,
снижения заболеваемости
воспитанников
Укрепление материальнотехнической базы детского
сада, совершенствование
предметноразвивающей среды всех
помещений ДОУ с позиции
здоровьесбережения.
Интеграция
здоровьесберегающих технологий
в образовательные области
(интегрирование их в различные
виды самостоятельной детской
деятельности и совместной
деятельности с педагогами). использование разнообразных
форм организации двигательной
активности детей.
Частичная замена и
приобретение кухонной и
столовой посуды
Приобретение комплектов
белья - Оснащение ПРС
современным игровым
оборудованием, дидактическими
пособиями, отвечающими
необходимым санитарно-
Постоян Заведующий
но
воспитатель
Постоян Заведующий
но по
мере
финан
сирова
ния
гигиеническим требованиям и
задачам, реализуемой ООП
-Приобретение детского
спортивного оборудования для
занятий физкультурой на улице
-приобретение ноутбуков
Повышение
профессионального уровня
всех категорий работников по
вопросам охраны жизни и
здоровья
детей
Повышение педагогического
мастерства и деловой
квалификации педагогов по
организации двигательной
деятельности детей
Пропаганда среди семей
воспитанников активной
позиции по отношению к
спорту и физическому
воспитанию
-Постоянно действующий семинар:
«Здоровьесберегающие
технологии, их применение в
рамках ФГОС»
В
течение
всего
отчетно
го
период
а
-комплекс методических
В
течение
мероприятий (ГМО, семинары –
всего
практикумы, открытые занятия и
пр.) по организации двигательной отчетно
го
деятельности детей и занятий
период
физической культурой
а
-совместные спортивные
В
мероприятия (праздники, походы, течение
всего
экскурсии и пр.)
отчетно
го
-организация консультативной
период
помощи (на родительских
собраниях, наглядная информация, а
фоторепортажи с различных
мероприятий и пр.)
-пополнение материалами на сайте
детского сада страницы "Здоровые
дети – в здоровой семье"
Аналитико - информационный этап /2023 год/
Заведующий
Воспитатель
Заведующий
Воспитатель
Заведующий
Воспитатель
Комплексная оценка
эффективности
здоровьесберегающей и
здоровьеформирую щей
деятельности ДОУ
-Анализ эффективности
мероприятий, направленных на
повышение компетентности
педагогов и родителей в
воспитании здорового и
физически развитого ребенка
(Публикация ежегодного
публичного доклада руководителя
на сайте ДОУ)
2023
Транслирование опыта
работы дошкольного
учреждения в вопросах
приобщения детей и
взрослых к культуре
здоровья
-проектная деятельность
В
течение
всего
отчетно
го
период
а
Анализ эффективности
работы по укреплению
материально-технической
базы детского сада,
совершенствованию
предметноразвивающей среды всех
помещений ДОУ с позиции
здоровьесбережения
-Осуществление программы
производственного контроля
•
•
•
•
-публикации о мероприятиях на
сайте д/с
Заведующий
воспитатель
Заведующий
воспитатель
Заведующий
Прогнозируемый результат:
Создание безопасных условий для жизни и здоровья участников
образовательного процесса.
Оснащение предметно-развивающей среды ДОО оборудованием для развития
двигательных навыков о проведения занятий физической культурой.
Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в
семье.
Повышение педагогами своего профессионального уровня в вопросах
здоровьесбережения и практических навыков в организации двигательной
деятельности дошкольников.
Целевая программа: «Сотрудничество»
Проблема: Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно
дифференцированно. При взаимодействии с семьей воспитанника не
учитываются возможности
и
условия
конкретных
семей,
их интересы. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу
ДОУ. Цель: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу
•
•
•
•
•
которого
заложены идеи гуманизации
отношений,
приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностнодеятельный подход. Задачи:
Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди
широкого круга родителей, использование в работе детского сада
положительного опыта семейного воспитания.
Создание благоприятных условий для повышения педагогической и
психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей
дошкольного возраста.
Повышение уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области
сотрудничества с семьей.
Изменение позиции родителей по отношению к деятельности детского сада;
Привлечение родителей к активному участию в организации, планировании и
контроле деятельности ДОО.
План действий по реализации программы «Сотрудничество»
Направления работы
Система мероприятий
срок
Ответствен
ный
Организационно-подготовительный этап /2019 год/
Оценка актуального
состояния работы с
родителями и с
заинтересованным
населением (родители,
имеющие детей дошкольного
возраста, представители
учреждений образования и
здравоохранения).
-Мониторинговые исследования 2019
степени удовлетворенности
заинтересованного населения
качеством образовательных
услуг, предоставляемых ДОУ Система контрольных
мероприятий
(внутриучрежденческий
контроль)
Создание условий для
-совершенствование
совершенствования системы нормативно-правовой базы в
взаимодействия с родителями соответствии с действующим
законодательством
- разработка совместных
планов, проектов
Развивающий (обновленческий) этап /2019-2022 годы/
2019
Заведующий
Воспитатель
Заведующий
Воспитатель
Развитие разнообразных,
эмоционально
насыщенных
способов
вовлечения родителей в
жизнь детского сада
-Разработка и реализация
совместных
планов,
проектов.
20192022
-Внедрение активных форм
работы с семьей (мастер –
классы, круглые столы,
семинары-практикумы,
консультации)
Заведующий
Воспитатель
-Проведение общих и
групповых родительских
собраний по актуальным
вопросам воспитания и
образования детей.
-Организация совместных
мероприятий: праздники и
досуги, дни здоровья,
выставки, конкурсы и пр. Оформление информационных
стендов для родителей в
группах и внесение на сайт
образовательного учреждения
информационного материала
на актуальные темы
Транслирование передового
опыта семейного воспитания
-Выступления на родительских 20192022
собраниях
Заведующий
воспитатель
-круглые столы -публикации
на
информационных
сайте ДОУ
стендах
Привлечение родительской
общественности
к
реализации Программы
-Управляющий совет
развития и усиление роли
родителей при решении
важнейших
вопросов
обеспечения
образовательного процесса
-групповые родительские
комитеты
и
посто
янно
Заведующий
Создание презентивного
имиджа ДОО (рекламная
деятельность)
Обновление стендов по
информированию родителей о
деятельности ДОУ. - Дни
открытых дверей (экскурсия по
детскому саду; просмотр
открытых занятий; досугов).
-
-
Посто
янно
Заведующий
Воспитатель
Поддержка сайта ДОУ.
Аналитико-информационный этап /2024 год/
Оценка эффективности и
совершенствование
инновационной модели
взаимодействия с родителями
анализ реализации
совместных планов,
программы (в ежегодном
публичном докладе
руководителя)
-
Ежего
дно
Заведующий
2024
Заведующий
Воспитатель
внесение необходимых
корректив
Мониторинг престижности
дошкольного
образовательного
учреждения среди родителей
с детьми дошкольного
возраста
Поддерживание
положительного имиджа
детского сада, обеспечение
возможности для
Мониторинговые исследования
степени удовлетворенности
заинтересованного населения
качеством образовательных
услуг, предоставляемых ДОО
(анкетирование, опросы на
сайте ДОО)
-Обобщение перспективного
педагогического опыта по
Воспитатель
20192024
Заведующий
•
•
•
•
•
Прогнозируемый результат:
Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс
ДОУ.
Сформированность интереса к сотрудничеству с детским садом.
Повышение психолого – педагогической культуры в вопросах воспитания
детей.
Установление единых педагогических позиций и требований ДОУ и семьи к
воспитанию детей.
Повышение компетентности педагогов в организации взаимодействия с
семьями воспитанников.
6. Управление Программой развития
Для текущего управления реализацией Программы создана творческая группа
из педагогов МАДОУ № 5 по разработке и реализации Программы развития и
целевых проектов.
Заведующий: Обвинцева О.В.
Старший воспитатель: Дядюренко О.А.
Воспитатели: Курносова Е.Н., Шаймиева Н.А., Хлопенова Т.В.
Основными задачами творческой группы в ходе реализации Программы
являются:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
подготовка предложений по направлениям работы, по формированию перечня
программных мероприятий на каждый год;
подготовка предложений по вопросам реализации Программы для
рассмотрения на Педагогическом совете и общем родительском собрании;
выявление содержательных и организационных проблем в ходе реализации
Программы и разработка предложений по их решению.
разработка и апробация предложений по механизмам и схемам финансовог
о обеспечения реализации Программы;
организация и проведение мониторинга результатов реализации программны
х мероприятий по каждому направлению работы;
организация и проведение оценки показателей результативности и
эффективности программных мероприятий;
принятие решения об участии в презентациях, конкурсах, экспертизе и т.п.
ведение отчетности о реализации Программы;
организация размещения
в
электронном
виде на
сайте
информации
о
ходе
и
результатах
реализации
Программы,
финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных
средств, проведении экспертиз и конкурсов.